В гостях у Елены Воловой и программы "Авторитет" на радио "Комсомольская правда — Калининград" побывала руководитель Кафедрального собора Вера Таривердиева.
— Вы родились в Алма-Ате. Часто там бываете?
— Нет, не была с 1985 года.
— Собираетесь?
— Нет, не собираюсь, хотя это замечательный город.
— Считаете ли вы, что там надо побывать каждому?
— Вы знаете, он удивительный, необычный, не знаю, какой он сейчас, но город моего детства… Я страшно рада, что родилась там, особая интернациональная атмосфера, прививка чего-то необыкновенного, взгляд на мир совершенно другой, когда для тебя мир не делится на хороших и плохих по признаку национальности.
— Расскажите, как вы приехали в Калининград? Как вы здесь оказались?
— Впервые оказалась здесь в 1999 году, потому что я приехала сюда уже даже не с идеей Международного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева, а с учредительными документами, которые были подписаны восемью сторонами, и девятой стороной был губернатор Калининградской области. Подпишет он или нет, я не знала, но это была такая игра ва-банк, потому что у меня уже было подписано Министерством иностранных дел, Министерством культуры РФ, Грузии, Армении, Российским авторским обществом и так далее, но я себе придумала Калининград, ещё не бывая в нём. Это довольно типично для меня.
— Почему Калининград?
— Мне эту идею бросил один человек, опытный в концертных делах, он сказал, что здесь в филармонии хороший орган. Тогда ещё в Кафедральном соборе органа не было, сам собор был не отреставрирован. А так как Калининград с Польшей и Литвой, что удобно для международного конкурса, и вообще это центр Европы…
— Вера, скажите, где ваш дом сегодня? В каком городе?
— Это Москва, мой дом там, где мы жили с Микаэлом Леоновичем. Я сейчас бываю реже дома, потому что постоянно летаю в Калининград, у нас бывают концерты в других местах. Когда переступаю порог своего дома, чуть ли не плачу — так хорошо.
— Как вы стали руководителем Кафедрального собора?
— Я человек с очень богатым воображением, но такого я себе вообразить не могла. Это на меня свалилось так, как будто упало что-то сверху и ударило по голове. Мне позвонил вице-губернатор Гарри Гольдман и озвучил это предложение. Я ответила, что они сошли с ума. Сделать такой шаг в жизни... Когда мне позвонил Фельдман и сказал, что если ты этого не сделаешь, то мы все просто потеряем Кафедральный собор как место, где мы что-то осуществляем. На меня это так сильно подействовало, что я сказала: "Хорошо".
— Не жалеете об этом решении?
— Ну как вам сказать, иногда мне хочется повеситься, а иногда я счастлива.
— За то время, что вы руководите Кафедральным собором, есть что-то, что вас удовлетворяет?
— Само присутствие в Кафедральном соборе… Он действительно место силы, без сомнения. Могут сколько угодно строить новых музеев, но есть удивительные места, где есть история, которая была надломлена, и возникала новая история. Это ощущается в Кафедральном соборе. На открытие фестиваля "Орган+" 13 января было такое количество людей, сколько я не видела (13 января), я не видела столько людей в соборе никогда. Даже на "Реквиеме" Моцарта не было так много, хотя на концерт попасть было невозможно. Это, конечно, вдохновляет. Радуешься, что что-то двигаешь, а бывает очень грустно.
— Почему?
— По разным причинам, потому что тяжело мотаться в Калининград. Например, в прошлый раз я вернулась из Калининграда, это было глубокой ночью, мне нужно было утром мчаться в музей Глинки…
— Расскажите, пожалуйста, как вы считаете, сегодня сфера культуры в нашей области развивается активно или стагнирует? Можно на примере вашего собора. Его стали посещать активнее или пассивнее?
— Кафедральный собор уникален. Это не только моё мнение, но и мнение людей, которые приезжают к нам — музыкантов с мировыми именами, которые выступают и восхищаются этим местом. Концертный зал, лучший органный комплекс в России, один из лучших в Европе даёт возможность разных экспериментов, звучаний, текстов и контекстов. Вместе с радио "Комсомольская правда" проводили и будем продолжать проект "Музыканты на острове Канта". Мы провели первый раз "Всемирный день философии", многие интересуются и восхищаются идеями.
Иногда мы сталкиваемся с тем, что приходит не очень много людей. Я бы сказала, что в Калининграде надо формировать музыкальную публику, это связано, наверное, с тем, что город находится в отрыве, хотя и расположен близко к Европе. Может быть, потому что здесь нет консерваторий, ведь консерваторские города отличаются от всех прочих уровнем публики.
У нас недавно был концерт в "Ельцин центре" в Екатеринбурге, программа "Двое в городе" идёт один час 40 минут. Люди сидят в зале с растерянными лицами, не уходят и хором говорят из зала: "Повторите, пожалуйста, ещё раз!". Им показалось, что это длилось 15 минут. Вот такое взаимодействие с публикой. Это одна из проблем, мы многое пытаемся сделать, чтобы…
— Интересуются сейчас классическими программами?
— Интересуются. Я думаю, что мы можем и должны подать заявку в Книгу рекордов Гиннесса, потому что столько органных концертов, сколько у нас проходит… У нас есть дневные концерты, познавательные, "Путешествие в орган", просто концерты выдающихся органистов, фестиваль "Орган+". Мы впереди планеты всей. Но это за счёт туристов в значительной степени, потому что огромное количество зрителей — туристы.
— Молодёжь ходит?
— Бывает, а недавно у нас были дети. Это потрясающая публика!
— Какие сегодня проекты, на ваш взгляд, наиболее перспективные и успешные? Может быть, вы расскажете о новых проектах, которые планируете в ближайшее время?
— Ближайшие наши планы: в апреле концерт даёт выдающийся музыкант Александр Князев, он всемирно известный виолончелист, а выступает на органе. В рамках фестиваля "Орган+" в пасхальные дни состоится концерт Юрия Буцко. Приедет его дочь Анастасия Буцко, она представит произведения, написанные для органа, музыку Юрия Буцко будут исполнять шесть органистов. Состоится концерт "Детский мир", в котором будет звучать детский альбом Чайковского, Модеста Мусоргского. Выступят выдающиеся музыканты Алексей Гориболь и Татьяна Куинджи — кстати, правнучка художника Куинджи. Будет читать свои стихи Вера Павлова, правнучка Александра Сергеевича Пушкина.
— Я знаю, что у вас был блок сотрудничества с Третьяковской галерей, ещё что-нибудь подобное планируете?
— У нас сотрудничество только предстоит. Это сложный трудоёмкий процесс общения с галереей. Третьяковская галерея сама себе не поверила, когда согласилась отдать картину Паленова. Для них это прецедент, мы его создаём. Это будет выставка одной картины, которая откроется 12 июня и продлится почти месяц, можно будет зайти посмотреть, а потом посетить концерты, которые будут связаны своей поэтикой с картиной Василия Поленова "Московский дворик".
— Сейчас активно обсуждается идея создания музейного квартала в Калининграде. Как вы к этому относитесь? Реально ли его воплотить в жизнь в том формате маршрута?
— Это обсуждали на совете по культуре. Я пыталась вставить слово, но это было невозможно. Мне идея очень нравится: она классная, шикарная, авантюрная и амбициозная. Светлана Геннадьевна Сивкова говорила там, что туристов становится всё меньше, и кто же будет посещать? Там мне не удалось рассказать этот пример, расскажу здесь: вот наш конкурс, одно из мест проведения конкурса с 2005 года — город Гамбург, часть первого тура проходит там. Я наблюдала за тем, как там начинали строить филармонию, это был дорогой амбициозный проект, около порта. На фундаменте старых складских помещений построили стеклянный парус. В результате в январе 2017 года открыли филармонию, за два года до открытия были проданы билеты на весь этот год, количество туристов увеличилось, Гамбург занимает первое место в Германии по увеличению туристического потока.
— Недавно также министерство Андрея Ермака презентовало возможность увидеть Королевский замок в 3D-формате для туристов. И скажите, вы сторонник восстановления замка?
— Это очень сложный вопрос, конечно, было бы здорово его восстановить, но я не знаю, насколько это было бы возможно. Кроме того, никто не знает, какой будет результат, если восстановят. Может, пусть остаётся легендой, мифом? Там будут раскопки.