И.о. министра строительства Калининградской области Амир Кушхов рассказал о том, есть ли долги у областной и федеральной казны перед генподрядчиками, и кто пытается создать иллюзию напряженных отношений строительного бизнеса и власти.
- Областной бизнесомбудсмен утверждает, что в регионе перед генподрядчиками государственного и муниципального заказа сложилась многомиллионная задолженность по исполненным в рамках федеральной целевой программы развития региона контрактам. Так ли это на самом деле?
- Говорить очень легко, гораздо сложнее доказать свою точку зрения. Поэтому, если честно, подобные безосновательные заявления вызывают недоумение. На сегодняшний день по исполненным в рамках ФЦП контрактам у федерального и областного бюджета нет и не может быть никаких долгов. Все средства при наличии всего пакета исполнительной документации в полном объёме перечисляются генподрядчикам не позднее, чем в трёхнедельный срок, если иное не оговорено в контракте. Более того никто к нам в министерство по поводу озвученных многомиллионных долгов не обращался.
- Но ведь не бывает дыма без огня…
- Давайте тогда попробуем разобраться. Во-первых, нужно понимать, что на каждом объекте помимо генподрядчика трудятся субподрядные организации, число которых может доходить до ста. К сожалению, встречаются ситуации, когда генподрядчик, получив в полном объёме средства по контракту, не перечисляет их своим субподрядным организациям. Такая ситуация, например, произошла у нас со строительством театра эстрады "Янтарь-холл". Компания "Балтлитстрой" не расплатилась со своими субподрядчиками, которые обратились за защитой своих законных интересов в суд, то есть поступили в соответствии с законодательством. Кстати, "Балтлитстрой" проиграл своим субподрядчикам уже четыре иска.
Во-вторых, могут жаловаться генподрядчики, с которыми не расплачиваются муниципальные образования в рамках софинансирования из местного бюджета. Подчеркну – речь идёт не о федеральном и областном бюджетах, у которых нет ни единой задолженности перед строителями и поставщиками оборудования, а именно о муниципальных обязательствах. Но это – вопрос к местным администрациям. Раньше, опять же, к глубокому нашему сожалению, бывало, что муниципальные образования могли несвоевременно доводить до генподрядчиков федеральные и региональные средства. Чтобы такого впредь не повторялось, с 2016 года эти деньги идут через казначейство с точным указанием получателя и назначения платежа. То есть ситуация, когда муниципалитет мог направить средства областного и федерального бюджета на другие цели теперь исключена.
В-третьих, случается, что генподрядчик фактически работы выполнил, однако не обладает достаточной компетенцией, чтобы правильно составить акты выполненных работ. Есть компании, которые делают это либо с ошибками, либо вообще считают, что составлять акты и оформлять исполнительскую документацию – это задача государственного или муниципального заказчика, что противоречит законодательству. Ярчайший пример – компания "Дальбалтикстрой", где нет квалифицированного инженерно-технического персонала, оформляющего исполнительскую документацию. А без актов и полного пакета документов мы не имеем законных оснований произвести оплату, даже если очень захотим сделать это.
Есть и ещё одна проблема, тесно связанная с непрофессионализмом сотрудников генподрядных организаций. Зачастую, подавая заявку на участие в торгах, застройщики не удосуживаются ознакомиться с проектной документацией. Хотя законодательством предусмотрена возможность такого ознакомления и внесения изменений по инициативе участников конкурсных процедур. В итоге они понижают цену, берут подряд, а потом не справляются с задачей. Из-за этого начинают вылезать корректировки проектов и совершенно мифические, не предусмотренные заключенным контрактом дополнительные работы, которые мы не можем оплатить. Подобные споры могут быть решены только в судебном порядке.
- Насколько часто приходится сталкиваться с некомпетентностью генподрядных организаций?
- К счастью, не постоянно. В большинстве случаев все вопросы решаются в рабочем порядке. Если есть какие-то принципиальные моменты, то в установленном действующим законодательством порядке они разбираются в суде. Поэтому мы рекомендуем всем строительным организациям – и генподрядчиками, и субподрядчикам – если возникают проблемы, то сначала следует обратиться в министерство строительства. Если вопрос не удаётся урегулироваться, то тогда нужно обращаться в суд. Что же касается попыток оказания давления на государственных и муниципальных заказчиков через средства массовой информации, то, на мой взгляд, подобное совершенно неприемлемо. Тем более что мы никогда не сидим, спрятавшись за семью стенами, что до нас не докричаться. Мы всегда готовы к диалогу.
- Как часто суд встаёт на сторону субподрядчика в спорах с генподрядчиками?
- Мне сложно ответить на этот вопрос, поскольку данной статистикой располагают, наверное, только судебные инстанции. Но если брать театр эстрады, то по нашей информации субподрядчики предъявили "Балтлитстрою" 14 исков. Их общая сумма – 145,3 млн рублей. Четыре иска, как я уже сказал, удовлетворены. Их общая сумма порядка 8 млн рублей. От ещё одного иска отказался сам субподрядчик, так как "Балтлитстрой" выплатил все средства, не дожидаясь окончания суда. Кроме того, один субподрядчик добился наложения ареста на имущество генподрядчика в качестве обеспечительной меры в размере 34,2 млн рублей. Пока только один иск не был удовлетворён судом. Сейчас на рассмотрении суда находятся 8 исков на 135,4 млн рублей.
- А как обстоят дела с исками правительства и государственного заказчика-застройщика к "Балтлитстрою"?
- Судебное разбирательство не закончилось. Министерство строительства предъявило "Балтлитстрою" иск за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту на 11,1 млн рублей. Со своей стороны заказчик-застройщик – Региональное управление заказчика капитального строительства – предъявил требования на общую сумму 135,4 млн рублей. Это иск за срыв сроков исполнения контракта. Очередное заседание по минстрою намечено на 6 июля, по РУЗКС – на 15 августа. Моё глубокое убеждение, что, когда у заказчика и генподрядчика возникает ситуация гордиева узла, то разрубить его в состоянии только суд – это единственный цивилизованный путь. А попытки давления на заказчика или суд через СМИ – это путь в никуда.