В интервью радио "Комсомольская правда - Калининград" завкафедрой философии БФУ им. Канта Вадим Чалый рассказал, как строится рабочий день философа, почему важно позволить детям самим принимать решения и что такое русский космизм.
- Как вы относитесь к тому, что некоторые философию вообще не считают наукой?
- Я совершенно с ними согласен. Философия – это методология мышления, которая применима к самым разным областям, но и, разумеется, прежде всего к науке. То есть, это такая мета-наука, которая занимается методами научного исследования.
- А вас когда возникло желание заняться философией? Когда вы почувствовали, что вы философ?
- Я учился на экономическом факультете и испытывал неодолимую тягу к теоретическим дисциплинам, мне было интересно изучать экономическую теорию и другие дисциплины, где слово "теория" звучало. Когда начались всякие прикладные вещи, мне стало понятно, что, наверное, это не то занятие, для которого я подхожу. И я занялся самообразованием
- Изучение экономики каким-то образом подкрепило ваши сомнения в картине мироздания?
- Наверное, тут многое определяется темпераментом, есть люди сомневающиеся, есть люди уверенные, есть ищущие, а есть уже нашедшие.
- А вы какой?
- Я, наверное, сомневающийся, я скептик по натуре.
- Философ вообще может быть в чем-то уверен?
- Есть два примера самых знаменитых не сомневающихся философов – Сократ ("Я знаю, значит, ничего не знаю"), и Декарт - "Мыслю, следовательно, существую". Для них все прочее было предметом сомнений. Ну или Кант, наш дорогой земляк, который считал, что есть нравственный, моральный закон внутри человека и звездное небо - это не предмет для сомнений, а предмет восхищения, познания.
- Сегодня много существует течений или теорий философских. Это все продолжение той истории, которую начинали Сократ, Декарт, или есть ответвления?
- Как всегда в философии, и то есть, и то и другое. Нет предмета, по поводу которого среди философов было бы согласие.
Есть люди, которые считают, что вся философия - это серия примечаний к Платону. Или процитирую Альфреда Уайтхеда, британского философа начала двадцатого века: есть люди, которые считают, что нам давно пора забыть всю эту древнюю метафизику, она имела ценность на каком-то этапе. Разумеется, мы должны отдавать ей должное, как историки мысли, но ничего современного, актуального там нет. Надо сосредоточится на проблемах какой-нибудь когнитивной науки, заняться нейрофилософией и прочими такими остро модными актуальными вещами.
Вот два полюса. И разумеется, истина где-то между.
- Философы чувствуют ответственность за исторический процесс? В частности, многие думают, что нацизм в Германии - это из Ницше откуда-то произросло. Насколько на идеологию могла влиять философия?
- Да, это очень лестное мнение, что в лице одного философа взять и изменить ход истории. Наверное, мы, философы, не столь сильны и философия занимается фиксацией каких-то идей, которые часто витают в воздухе. Поэты, философы - это люди, которые остро чувствуют происходящее, реальность.
- При этом есть ведь штампы, что философ – это человек, от общества отделенный.
- Да, например, Спиноза придерживался такого взгляда.
- А современным философам приходится от общества дистанцироваться
- Нам хочется иногда сохранять большую дистанцию, потому что в современной системе образования мало места и времени находится для рефлексии свободного мышления, для того, чтобы подумать над какой-то одной идеей, с ней немножко повозиться.
Глобализация, информационные потоки не оставляют возможности иметь собственное пространство даже внутри головы. Это заполняется или рекламой, или какими-то новостями, или какими-то темами, которые нас беспокоят.
- А как от этого отключиться?
- Сократ был известен своей привычкой: он мог, идя по Афинам, неожиданно остановиться и замереть на месте, уйти в себя, задумавшись о какой-то идее, которой он потом делился с согражданами.
Я стараюсь больше ходить пешком, потому что движение на машине разгоняет суетную мысль и лишает возможности думать о чем-то абстрактном. А для нас это работа.
- Вы отец двух замечательных дочек. Каким образом вы выстраиваете модель воспитания?
- Я очень традиционных принципов придерживаюсь. Семья – это главное, и время для детей всегда должно находиться. Мы достаточно много времени проводим вместе.
- А они уже знают, что их папа философ?
- Да, но не понимают, что это такое. Их мама научила, чтобы они папу дразнили.
- А как воспитывать критическое мышление у детей? Мировоззрение ребенка, если он начнет сомневаться, не уронит ли это родительский авторитет?
- Я стараюсь привить им способность принимать решения. Мы не так много навязываем им своих каких-то форм взаимодействия с миром, стараемся, чтобы они придумывали свои способы.
- Но не будет им сложно в дальнейшем при такой модели воспитания?
- Всем детям придется не просто, и для всех знакомство с миром будет наполнено не только радостными открытиями, но и какими-то неудачами. От этого не уберечь.
- Чем занимается кафедра философии сегодня?
- У нас есть три научных направления. Первое — русская философия, философия Канта и у нас традиционная сильная школа по логике и теории аргументации.
- Как выглядит рабочий день философа?
- Мой рабочий день начинается с поездки в детский сад, я отвожу детей и по дороге думаю о том что меня ждет. Потом обычно лекции, далее различные кафедральные мероприятия, в целом надо сказать что наша работа довольно регламентирована и бюрократизирован
- От этого зависит финансирование?
- Нет финансирование от этого никак не зависит, но зависит репутация и карьерный рост.
- Насколько большой вклад внесли русские философы в мировую философию?
- Например, Россия считается родиной русского космизма и выросшего из него трансгуманизма которое сейчас бурно развивается.
Такие философы считают, что пришло время человеку взять в свои руки бразды правления эволюцией: мы, дескать, слишком зависим от стихийных механизмов природных, а наше развитие позволяет нам шагать дальше и гораздо быстрее, уже влияя на собственное тело, срок жизни и т.д. Вот эти люди указывают на русский космизм как на один из источников вдохновения.
- Насколько велико взаимопроникнове
- Философия примыкает каким-то боком к любой дисциплине. Более того, есть вполне сложившиеся академические традиции конкретных дисциплин - философия истории, биологии, права и т. д. Любой ученый, когда он ставит вопрос о природе предмета, которым он занимается, становится философом. Например, математик, когда он спрашивает, что такое число.