Калининградская группа "Я рысь" дебютировала в августе 2015 года на арт-фестивале "Все делают это". Меньше чем за год коллектив успели заметить любители местной музыки. Интимные, внешне совсем простые и очень откровенные тексты, драйв и маленькая девушка, самозабвенно танцующая под собственные песни — вот что такое "Я рысь". Лидер группы Настя Михеева рассказала о том, почему выбрано такое название, что можно найти в Индии и отчего некоторым музыкантам не удаётся стать популярными.
— Группа "Я рысь" дебютировала меньше года назад, а сегодня вас знают многие в Калининграде — ну, многие, кто интересуется местной музыкой. У вас уже были сольные концерты. С чем ты связываешь такой взлёт? Другие музыканты ведь могут годами готовиться к одному-единственному концерту.
— На это повлияло, прежде всего, то, что нам не хватало свежего современного взгляда на местной сцене, мне захотелось заполнить эту пустоту, а ребята были готовы работать. К тому времени, как группа была собрана в полном составе, у нас уже были заготовки и идеи, которые хотелось реализовать. Я считаю, что на первом этапе нам повезло: мы быстро сыгрались, и публика встретила нас очень одобрительно, несмотря на то, что звучали мы крайне сыро. Я думаю, такая реакция была продиктована потребностью публики в новой и живой музыке, мы хотели одного и того же. Сейчас наступил новый этап, мы хотим большего и усердно развиваемся. Другие музыканты, скорее всего, недостаточно амбициозны или не верят в себя.
— Твой проект изначально планировался как сольный, но теперь развился до полноценной группы, в связи с чем и появилось название "Я рысь". Что ты вкладываешь в это название?
— "Я рысь" — это манифест, единый живой организм, естественно заявляющий о себе. Под "я рысь" я подразумеваю "я здесь".
— Ты изначально сочиняла и исполняла музыку одна: насколько интереснее и — или — сложнее делать музыку в группе?
— Когда я была одна, мне было сложнее выразить себя, я чувствовала себя одинокой и непонятой. Кроме того, музыка была примитивной, совсем не хотелось её кому-то показывать. Делать музыку в группе сложнее и поэтому интереснее. У нас есть возможность учиться друг у друга, сдерживать друг друга или поддерживать. Работа в коллективе даёт мне более ясное представление, для чего мы все собрались, что нас объединяет, и, главное, даёт осязаемый результат. Это необъятное поле для деятельности и творчества.
— Как ты относишься к сравнениям своего творчества с творчеством проекта "Наадя" — и каково вообще твоё отношение к их музыке?
— "Наадя" — это популярный, качественно спродюсированный проект. Такое сравнение очень поверхностно. Меня лично очень трогает акустическая музыка Нади Грицкевич. "Наадя" я не слушаю.
— Кого можно назвать твоими ориентирами в музыке и вообще в творчестве?
— Мои ориентиры, прежде всего, это мой отец, участники группы, мои друзья-музыканты, такие как Костя Тращенков, Женя Бродский, Жора Кушнаренко, — в музыке, творчестве и вообще по жизни. Также музыка, которую я слушаю, но её слишком много, чтобы перечислять. Я не привередлива к жанрам, последнее время меня особенно берут за живое явления новой русской волны.
— Можешь ли ты определить, кто является твоим слушателем сейчас и кто может им стать потенциально?
— Это сложный вопрос. Мы не делаем музыку для кого-то, наш слушатель — это человек, которому интересно наше творчество, и он находит в нём место для себя.
— Оказала ли на тебя и твоё творчество влияние Бьорк, и если да, то какое?
— Скорее нет, чем да. Мне понравился её последний альбом, и я всегда её слушала, но на моё творчество она никак не влияет, тем более — на творчество группы. Только если мы сами об этом не знаем.
— С кем из современных музыкантов ты хотела бы выступить на одной сцене?
— Это определённо "Темноямск", "Труд", "Утро", "Буерак", Setras, "Не твоё дело".
— Ты часто до этого момента выступала в амплуа диджея как DJ Nancy Babich — планируешь ли выступать в дальнейшем и что вообще это для тебя значит в сравнении с исполнением и сочинением живой музыки?
— С исполнением и сочинением живой музыки нет никакого сравнения, просто я люблю музыку и не люблю вечеринки с плохой музыкой. Я буду продолжать, пока в этом есть необходимость для людей, разделяющих мои вкусы.
— Ты только что вернулась из Индии. Что повлияло на твоё решение, что ты хотела там найти и что нашла? Как это отразится на твоём творчестве?
— Во-первых, мне был необходим отдых: этот год я много работала, мы с Серёжей Образцовым запустили хостел и усердно репетировали, свободной не было минуты. Во-вторых, я люблю путешествовать: это не первая поездка в Индию, смена обстановки даёт мне свежий взгляд на вещи по возвращении домой. Я ничего не ищу, я скорее наблюдаю и работаю над собой, расширяя свой кругозор. Как это отразится на моём творчестве — я не знаю, это естественный процесс. Одно могу сказать: последним нашим пунктом была Дармсала — там, где Индия встречает Тибет. Меня глубоко потрясла ситуация в Тибете, и я уже накидала строки для, возможно, новой песни.
— Кого из ныне живущих или уже неактивных местных музыкантов ты могла бы выделить особенно?
— Из ныне живущих, конечно, Женя Бродский, "Темноямск", Оля Уханова, особенно сейчас заслуживает внимания свежий коллектив Setras. Из неактивных — мой отец Толя Оранжевый, мой наставник и друг, которого, к большому сожалению, уже нет с нами.
— По сути, старт группы — на тот момент ещё без названия — начался с появления в сети летом 2015 года видео на песню "Разгорев". Расскажи немного о своём опыте съёмок. Много ли лично для тебя значит визуальная составляющая музыки?
— Этот видеоряд родился спонтанно. Когда мы с Серёжей Образцовым в первый раз привозили "СБПЧ" в Калининград, я задумала собирательный разогрев из представителей местной сцены, включая меня. Тогда "Разгорев" отличался от записи. Хочу отметить, что музыку написал для меня Женя Бродский, Оля Уханова играла на синтезаторе, также в тот вечер с нами выступал Костя Тращенков. Так родилась идея сделать под каждого исполнителя свой видеоряд. Например, у Кости была песня про Калининград. Серёжа нарезал съёмки Калининграда с вертолёта и пропустил через калейдоскоп. Моя песня повествовала о моих размышлениях во время прогулки, так что мы просто пошли гулять, снималось всё на iphone через приложение hiperlapse.
В творчестве группы визуальная составляющая играет большую роль, как и все составляющие. Для нас важно всё. На выступлениях видеоряд погружает публику в атмосферу происходящего. В поездке по Индии мы наснимали много нового интересного материала, который будет представлен на следующем ближайшем концерте.
— В музыке "Я рысь" очень большое значение имеют тексты. Они явно личные, даже порой интимные. Ты не чувствуешь себя раздетой перед зрителями, когда говоришь с ними о таких вещах?
— Первые два концерта было особенно страшно, что зрители не поймут меня, но в целом я чувствую себя уверенно, ведь я настоящая и ничего не скрываю. Да, порой я кричу и надрываю голос или пролетаю мимо нот, но это только от того, что меня одолевают эмоции. В том, чтобы быть собой, нет ничего дурного, я этого не боюсь, и никто не должен бояться. Отбросив все переживания и опыт, которые я вкладываю в свои тексты, это, по сути, главная идея моего перфоманса: будь собой, плевать, что говорят.