На интервью депутат Горсовета Александр Пятикоп приехал прямо с праздника в калининградской начальной школе №72. Несколько лет назад он вместе с единомышленниками придумал этот новаторский для Калининградской области проект, объединивший детсад и школу. Мы поговорили о том, что нужно сделать для развития системы образования и зачем Александр Пятикоп намерен баллотироваться в Госдуму РФ.
О школе, где уважают детей
- Мой младший сын ходит в 72-ю начальную школу. Она очень домашняя, и то, что дети переходят из садика в школу буквально в одном месте, тоже очень удобно.
- В 72-й школе воплотилась идея инновационного непрерывного образования. Когда-то в этом здании размещалась 20-я военно-патриотическая школа, которой я руководил. Затем ушел работать в горсовет. В 2006 году, когда губернатор бегал с идеей "оптимизации" всего и вся, встал вопрос о том, что делать с 20-й школой. Ее должны были присоединить к 50-й. Я открыто выступил с жесткой критикой, ведь тогда бы закончилось развитие поселка Лермонтовский. На протяжении трех вечеров мы с Алексеем Николаевичем Силановым, тогда возглавлявшем городское образование, устраивали мозговой штурм. И придумали комплекс "детский сад - начальная школа".
Вы вообще замечали, что в начальной школе более 70% учеников - отличники и хорошисты, а в пятом классе начинаются тройки, из 15 отличников остаются три-четыре? Почему так происходит? Ребенок научился устанавливать коммуникацию с первой учительницей, например, Марьей Ивановной. А в пятом классе таких марьиванн уже пять-семь. И с ними он выстроить коммуникацию, как раньше, не может.
Когда я был директором школы, в 1992 году еще, у меня были экспериментальные начальные классы, где занятия вела не только первая учительница, но и учителя-предметники. И никто не потерял в качестве знаний в 5-м классе.
72-й школе повезло: во главе стоит хороший управленец с высоким уровнем культуры - Елена Викторовна Лебедева, она знает каждого ученика, и обстановка там действительно домашняя. Теперь я хочу добиться, чтобы после 4-го класса дети переходили в среднюю школу всем классом.
- Что еще вы изобретали, будучи руководителем школы?
Много чего. Например, экспериментировали с обучением на партах динамической конструкции: дети обучались стоя, сидя, опираясь голыми ступнями на березовые или дубовые поленца. Через рецепторы подошв шло оздоровление детского организма. К седьмому году обучения четверть учеников контрольных классов теряла зрение, а в экспериментальных зрение сохранялось в 100% случаев. Все это происходило под контролем опытных врачей.
Добавим сюда введение 10-балльной оценки знаний учащихся, которая дает возможность более гибкого подхода к оценке знаний. А в конце четверти, полугодия все, кто набрал 8-10 баллов - "пятерка", пять-семь - "четверка", три-четыре - "тройка".
- Сейчас школы в очень большой степени ориентированы на свои рейтинги и собственные "хотелки". И не всех детей берут.
- Есть рейтинг учебно-образовательных учреждений, состоящий из 54 критериев. Я предложил в тех школах, что попадают в последнюю десятку, автоматически менять директора. Иначе наших детей обсчитывают, обвешивают, нашим детям что-то недодают. Школа - не богадельня, где должны работать до старости.
О предложениях премьеру
- Не секрет, что классы перегружены и дополнительные кабинеты открываются в рекреации школ. Это допустимо?
- Строго говоря, это нарушение закона об образовании, - должно быть не более 25 человек в классах, кроме того, занятия должны проходить только в первую смену. Однако в законе предусмотрены переходные периоды для решения проблемы. В частности, к 2020 году все начальные классы в школах России должны заниматься только в первую смену.
Начнем с наших потребностей. Для Калининграда нужно было еще вчера построить пять школ на 1500 учащихся каждая в местах, где идет интенсивное строительство новых микрорайонов. Самая перегруженная школа в городе – 33-я. Срочно нужна школа на Артиллерийской.
На втором месте – микрорайон "Юго-Восток", вдоль Московского проспекта, там одна школа, 13-я, и она уже трещит по швам.
На третьем месте - Сельма, которая активно строится, там нужна еще одна школа на ул. Рассветной. Далее микрорайон улиц Борзова-Ломоносова. Министерство обороны передало городу главный комплекс бывшего КВАТУ, который разбит и разграблен, и параллельно продало частникам помещения под ремонт машин, и еще есть гаражное общество. Найти место под школу можно, но придется выкупать гаражи, все эти ангары, а, во-вторых, нужно убирать антенны, так как электромагнитное излучение в этом районе дает превышение в 47 раз.
В Московском районе перегружены и 6-я школа, и 45-я, и 56-я, а ведь там активно возводится микрорайон "Южный".
- Вы говорите о новых микрорайонах. А что же в кварталах сложившейся застройки?
- Я предлагал для снятия напряжения построить корпуса начальных школ на территории имеющихся образовательных учреждений: поставить типовые здания на готовые сети. Например, на территории школы №50 встает корпус на 650 – 700 человек, при этом будет оптимально задействована школьная территория. В микрорайоне Октябрьский, в 13-й школе, в 15-й на ул. Дзержинского, в пос. Чкаловск на базе школы №11 и в других микрорайонах это тоже возможно. Для этого нужны типовые проекты.
Об этом сказал и Дмитрий Медведев на встрече с партактивом в Калининграде 26 февраля: "Не надо дворцы строить, еще недостаточно зажиточно мы живем. Хотите быстро решить проблему - давайте бережно относится к народным деньгам".
Я попросил его дать поручение Правительству, чтобы разрешили губернатору с учетом климатических, культурных и исторических традиций самостоятельно утверждать типовые проекты школы для региона. Ведь школа в Туве либо в Ненецком автономном округе отличается от той, что нужно строить в Сочи либо Прибалтике. К тому же наш климат не подходит для того, чтобы делать плоскую мягкую кровлю. Она должна быть двускатной, черепичной. "Делайте необходимые для региона проекты, мы согласуем их на федеральном уровне, я обещаю", - заявил премьер.
Дмитрий Анатольевич сказал, что нам, партийцам, не надо стесняться говорить, что мы выполнили задачу, которая не решалась при советской власти - обеспечили места в дошкольных образовательных учреждениях детям с трех до семи лет. А дальше, говорит Медведев, нужно решить другую амбициозную задачу: чтобы в классах было не более 25 человек и чтобы дети учились в первую смену.
Кроме того, на встрече с Дмитрием Медведевым я поднял вопрос об обеспечении стабильного финансирования строительства школ региона. Премьер сказал, что на эти цели в бюджете на текущий год предусмотрено 50 миллиардов рублей, часть средств получит и Калининградская область.
О реформе образования
- Как вы думаете, реформа Натальи Шерри (министр образования при губернаторе Георгии Боосе. - Авт.), когда стали закрывать сельские школы, оправдала себя в конечном итоге?
- Я был тогда категорически против и говорил об этом открыто. Если школа и ФАП закрываются, то село вымирает, там доживают одни старики. В селе должны быть храм, больничка, почта, магазин, школа.
Георгий Боос - искренне верующий либерал-рыночник. Любимые слова его были "Мы отторгуем услугу". Проблема либералов в том, что они не обсуждают вопрос покупательской способности населения. Кому будете отторговывать услугу? Марсианам? Было просто какое-то наваждение – школа должна зарабатывать деньги. Если у школы задача заработать, а не дать прочные знания, не воспитать человека, то это можно сделать. Во всех школах давайте поставим шесты для стриптизерш, еще пивбар откроем и после 18 начнем торговать, вообще будет классно. Так можно до идиотизма довести идею. Хорошо хоть в последнее время прекратились эти глупости.
Сейчас новое руководство муниципалитетов во главе с губернатором начинает восстанавливать ФАПы. И думает о восстановлении сельских школ, в том числе строительстве новых, ведь область динамично развивается.
- Хорошо, построим новые школы, а как добиться хорошего качества обучения и где взять учителей?
- Проблема качества образования актуальна чрезмерно. После распада СССР оно резко упало. В 2015 году впервые за всю историю участия в международных олимпиадах мы не завоевали ни одной золотой медали по математике. Читал высказывания тренера нашей математической сборной, он говорит: а что вы хотите, если в программе свели количество обязательных часов математики до трех.
Предлагается: давайте введем третий час иностранного языка? Давайте! Но чтобы знать иностранный язык, нужно две вещи. Первая – системность, то есть не менее часа занятий семь дней в неделю, и второе – языковая среда. Сейчас немодно вспоминать семью Ульянова, но мать воспитывала детей таким образом: один вечер разговаривали на немецком, другой - на английском, третий - на французском. Поэтому что два, что три часа иностранного в школе - это недостаточно, чтобы знать язык.
Такая еще была тенденция: дети наши больные, давайте введем третий час физкультуры. Для чего? Как эксперт говорю: минимальный двигательный недельный режим подростка - это возраст с 11,5 до 17,5 лет - должен составлять 8 часов в неделю, включая урок физкультуры. То есть дети должны посещать кружки, секции. Я поддерживаю предложения Валентины Матвиенко, которая говорит о том, что к 2018 году 70% школьников должны быть в системе дополнительного образования. Поддерживаю двумя руками и предложение президента Путина о ГТО.
Теперь новая фишка: давайте, чтобы наши дети были финансово грамотными. Давайте. Вместо какого урока?.. Вот и получается: физики - с гулькин нос, химии тоже и три часа математики. Про какие нанотехнологии говорить? О каких кремниевых долинах мечтать?
Лучшие учителя в Калининградской области получались после окончания Черняховского педучилища, они знали дидактику, а когда заканчивали университет - цены не было таким кадрам. Поэтому очень хорошо, что в БФУ имени Канта открыли пединститут.
- Вы были самым молодым заслуженным учителем России в Калининградской области. Как складывался ваш путь в педагогике? Что считаете главным свои достижением?
- Еще студентом университета я преподавал физкультуру в 29-й школе, а еще вел секцию баскетбола и работал на 0,5 ставки уборщиком - мыл спортзал и раздевалки. Однажды я предложил программу развития школы, потом по рекомендации гороно меня направили на курсы резерва. Когда вернулся, перевели в 37-ю школу, где я стал завучем в 26 лет.
Концепцию военно-патриотической школы я задумал еще в армии, куда пошел после университета. И не представлял тогда, что такой станет тема моей кандидатской диссертации. Я защитил ее в 2000 году - "Военно-патриотическое воспитание школьников как фактор повышения качества образования". Писал на основе практического опыта, и не только своего.
В нашу школу приходили ребята с провалами в знании. 40% были из неполных семей. После шести уроков их кормили - и на плац, после этого они садились на самоподготовку. Педагог, если видел, что класс недостаточно прочно усвоил тему, по-новому объяснял. Мы воспитывали гражданина, патриота, человека, который является носителем серьезных базовых знаний, и это подтверждалось средним балом выпускников. Средний бал выпускников был 4,32, а принимали мы с 2,9.
О выборах в Госдуму
- И последний вопрос. С чем связано ваше решение баллотироваться в Государственную Думу?
- Я не могу бросить своих избирателей, которые мне доверили свои проблемы. Чтобы решить их задачи, нужны серьезные вложения. Без поддержки федерального центра мы не построим типовые корпуса ни в Чкаловске, ни в 11-й школе, ни в 50-й. Готовый проект супершколы на базе 72-й прошел экспертизу, а денег нет. Я новый дом культуры не построю в Чкаловске, антенные поля не уберу с Советского проспекта, нужны ресурсы. Я глубоко убежден, что депутат - это лоббист, который отстаивает права жителей своего региона. Я должен за них биться.
Я использую возможности "Единой России" для решения вопросов не только своего округа, но и всей Калининградской области. "Единая Россия" придумала предварительное внутрипартийное голосование. Если хочешь попасть в областную думу либо государственную, можешь выдвинуть себя и дебатировать с конкурентами, не поливая их грязью.
В итоге у меня состоялся обстоятельный разговор в Администрации Президента в декабре минувшего года. После этого я принял решение.