В рамках программы "Бизнес-завтрак" директор журнала "Королевские ворота" Юрий Хребтов взял интервью у Павла Яковлева — генерального директора ООО "Стриктум", которое готовится разрабатывать месторождение калийно-магниевых солей в районе посёлка Нивенское под Калининградом.
— Деловая общественность Калининграда очень широко и всесторонне обсуждает ваш мегапроект. Слухами земля полнится, и вот мы получили прекрасную возможность услышать об этом проекте из первых уст. Пожалуйста, расскажите: сложный он, лёгкий, когда пуск, когда первая продукция?
— Ну, я бы сразу поставил акцент, что это наш общий проект, в том числе проект всех калининградцев, потому что зарождается градообразующее предприятие, с которым будет связана достаточно большая часть и жителей Калининградской области, и экономики региона. Плюс, это абсолютно новая и стратегически важная для нашего региона отрасль — отрасль добычи и производства минеральных удобрений. В Калининграде сейчас эта отрасль очень мало представлена литовским предприятием "АРВИ" — это всего лишь небольшой цех по производству сложных удобрений в Черняховске. У нас же будет полный цикл: от добычи полезных ископаемых до переработки и производства одного из самых высококачественных, дорогих и экологически чистых удобрений в мире.
Проект, естественно, сложный, в той отрасли, о которой мы говорим, а это горная выработка, подземная выработка шахтным методом, плюс дальнейшее обогащение. Уникальное место и уникальные технологии применяются. Только инвестиционная и строительная части проекта рассчитаны практически на 10 лет, а если всё будет удачно, то в 2021 году мы увидим готовую продукцию.
— Что вообще из себя представляет мировой или российский рынок вот этих уникальных калийных удобрений. Чем для иностранных инвесторов так примечателен Калининградский регион?
— Вообще, калийные удобрения — это удобрения, которые получаются из солей. Всего мировой рынок калийных удобрений — это 55 миллионов тонн в год, из которых только 3 миллиона тонн составляет сульфат калия (это то, что будет добываться здесь, в Калининградской области) и только половина мирового сульфата калия добывается непосредственно методом обогащения, минеральным способом, а не химическим способом, как это делается, например, в Китае или в Бельгии.
На сегодняшний день совместно "Уралкалий" и "Беларуськалий", два предприятия, белорусское и российское, производят 54% мирового объёма калийных удобрений, но ни то ни другое предприятие не производит сульфат калия. Опять же, обусловлено это тем, что соли, которые залегают в Пермском крае и Белоруссии, не содержат сульфатов. Калининград уникален тем, что у нас достаточно большое количество сульфатов, поэтому мы имеем возможность производить внутри сегмента калийных удобрений самый дефицитный продукт.
— Мне приходилось слышать суждения о том, что вот, понаехали тут, понимаешь, иностранцы да сейчас выгребут нашу земельку, всё это добудут, продадут, обварятся. А что, собственно, жителям Калининградской области? Только головная боль относительно экологии, которая, в принципе, и так не очень-то уж благополучная?
— На самом деле запасы принадлежат государству и никто их никому не продавал. После строительства предприятия, добывая полезные ископаемые, принадлежащие России, за каждую тонну, независимо от того, кто будет инвестором, будет оплачена рента. Более того, все инвестиции пойдут на строительство предприятия, которое будет построено здесь, и весь период своей жизнедеятельности оно будет оставаться здесь, в Калининградской области. Причём, я надеюсь, жизненный цикл предприятия — это не пятьдесят, возможно, даже и не сто лет.
— А правда, что подобное производство вызывает провалы в земле, исчезают озёра с поверхности...
— Экологическую нагрузку на окружающую среду оказывает любое предприятие. В данном случае из всех вообще горнодобывающих предприятий (я имею в виду, угольную и рудную отрасли, добычу металлических руд, неметаллических руд) добыча солевых руд оказывает наименьшую экологическую нагрузку в силу того, что в принципе соль не агрессивна к окружающей среде, потому что это часть окружающей среды. Соль окружает нас везде, соль всегда сопутствовала и в большей части помогала человечеству, например, для консервирования и хранения продуктов, когда не было холодильников. Более того, формула нашего месторождения на 95% повторяет формулу соли, находящейся в Балтийском море.
Что касается отвалов, или в технических терминах — хвостохранилища пустой породы, которых боятся люди, в нашем случае технология разработки месторождения подразумевает селективную выработку, не хочу терминами утруждать... Мы будем выбирать отдельные участки, и, для того чтобы перейти на следующие участки, мы обязаны будем заложить пустую породу, которая образуется в процессе обогащения, обратно. Фактически, мы должны, выработав для того чтобы начать вырабатывать следующий один слой, или один этаж, в человеческом понимании, мы должны вернуть в первоначальное состояние ранее разработанный слой.сначала заложить его полностью, вернуть в первоначальное состояние.
Мы на поверхности планируем небольшое закрытое хранилище пустой породы, как бы склад стройматериалов, который будет являющийся источником материала обрабатываться в комплексе обратной закладки в виде пульпыи в такой. Этот материал в форме пульпы (полужидкой консистенции) будет подаваться обратно в забой, где в него будут добавляться специальные связывающие вещества, которые связывают воду или делают её желеобразной, и фактически будет получаться формироваться из солевой пульпы единый солевой монолит, заполняющий подземные пустоты и компенсирующий горное давление.
— Месторождение находится рядом с посёлком и, естественно, люди высказывают недовольство: они не ожидали, что придёт такое производство. Скажите, законодательство вот что говорит: можно вести такие работы рядом с жилыми массивами? Вообще, что будет происходить: будет грохот стоять, как на кузнечном заводе, или будут выбросы какие-то, допустим? Какие явления?
— Месторождение "Нивенское-1" имеет площадь почти 40 квадратных километров, внутри горного отвода "Нивенское-1" расположено 7 населённых пунктов. Непосредственная экологическая опасность, как я сказал уже в начале, предприятие по добыче и переработке соли с точки зрения горной минимальна. По экологической категории опасности, состоящей из 4 категорий, рудник относится к 3-й категории экологической опасности, то есть 4-я — это наименьшая. Ну, например, мясокомбинат с объёмом производства 10 тысяч тонн мяса в год относится к первой категории экологической опасности.
Что касается размещения рудника в непосредственной близости к населённому пункту, то нужно сказать, что эта часть нашей территории будет размещена на промышленной площадке, да, действительно, находящейся в населённом пункте Нивенское, но это исторически была промышленная площадка с разрешённым использованием под строительством фабрик, заводов и комбинатов с в санитарно-защитной зоной до 500 метров. В действительности мы понимаем, что в расчёты всегда закладывается запас.
На самом деле неудобство жителей будет связано только с периодом строительства, здесь мы согласны. Период Процесс стройки, что бы там ни строилось, всегда доставляет неудобство. Сосед строит забор, делается ремонт в соседней квартире, либо просто где-то ремонт дороги, вот как сейчас Черняховского — Невского круг делают — хорошее дело делают, но последние три недели все ругаются... Вот примерно такие неудобства, не связанные с дорожной ситуацией, конечно, мы на какое-то время создадим. Период строительства у нас практически шесть лет, и вот на этот период мы открыты к максимальному диалогу с людьми из близлежащих домов жителями из Нивенского, из Владимира, для того чтобы договориться, как мы будем снижать негативный эффект от этого неудобства строительства.
— Вы готовы к этому?
— Мы этим занимаемся, мы на сегодняшний день начали с диалога с людьми, определили, что мы не будем использовать подъездную дорогу, проходящую через посёлок. Сегодня запроектирована дорога и начато строительство дополнительного переезда за пределами населённого пункта, по которому будут все грузы поставляться и вывозиться, это первое. Второе, мы запросили у железной дороги технические условия, чтобы обеспечить железнодорожные станции дополнительным въездом на наши подъездные пути, скажем так, в с противоположной от посёлка стороны, чтобы исключить маневровые работы железной дороги при подаче вагонов. Мы готовы к дальнейшим обсуждениям, то есть мы в принципе в диалоге находимся с частью людей, которые посчитали, что всё-таки они как бы не очень хотят соседствовать с таким предприятием. Кто-то готов продать уже сейчас жильё, мы его выкупаем жильё. Мы уже выкупили, тем более что нам нужно жильё для части наших специалистов — уже 9 домов в Нивенском нами выкуплено.
— То есть у вас диалог вовсю идёт?
— С теми, кто хочет говорить и кто хочет слышать, мы всегда готовы разговаривать. Мы абсолютно открыты, у нас для этого есть все возможности и желание.
— Хорошо. Давайте поговорим немножко о рабочих местах. Вы анонсируете, что две тысячи рабочих мест будет на предприятии и ещё восемь, по-моему, в каком-то пресс-релизе я эти цифры видел, с учётом сервисного обслуживания...
— Смотрите, две тысячи — это в любом случае нормативное количество рабочих мест на самих непосредственно руднике и фабрике. Просто есть некая статистика, почему мы говорим, что не меньше восьми тысяч, это только в области, может быть обеспечено дополнительных рабочих мест на в смежных отраслях. На самом деле есть примерная такая статистика, откуда: вот в машиностроениие, одно рабочее место создаёт 15 в других отраслях. Вот в горной отрасли одно рабочее место создаёт семь рабочих мест в других отраслях. Понятно, что всё создать эти новые рабочие места не только внутри Калининградской области не получится, существуют определённые отраслевые предприятия того же горного машиностроения, расположенные, например, в Челябинской области, и в Пермской области, и в Белоруссии, которые профессионалы в своём деле, и мы, создав здесь горное предприятие, будем увеличивать или поддерживать на местах их нагрузку. Та часть сервиса, которая может быть оказана здесь: в первую очередь, это всё, что касается транспорта. Естественно, мы будем пользоваться услугами транспортных компаний — это и автоперевозчики, и калининградская железная дорога, и портовый терминал. В силу специфики основная направленность нашего предприятия — это экспорт, но .Калининградскую область По нашему продукту мы полностью удовлетворим Калининградскую область обеспечим нашим продуктом. Плюс, естественно, сфера коммунальных услуг будет расти и так далее. Так вот, что касается специалистов, большую часть мы планируем либо обучить из местных, потому что, в принципе мы сейчас начали уже проводить тестирование. У нас уже более 400 резюме.
Причём При этом я хочу, чтобы все работники нашего предприятия жили в условиях сегодняшних стандартов. То есть жилой комплекс, я уже не говорю о всей центральной инфраструктуре, должен иметь находиться в зоне шаговой доступности мероприятия к предприятию и иметь то есть досуговый центр, спортивный центр, торговый центр... Вот такой комплекс мы хотим построить вместе.
То же самое касается водозабора и водоотведения. Основным инструментом обогащения руд является вода, поэтому мы будем обустраивать собственный водозабор, имеющий огромный-огромный запас прочности и большой дебит воды, этого дебита будет достаточно, для того, чтобы решить проблему водоснабжения всех близлежащих посёлков. Мы в этом плане, имея в своём штате специалистов, в том числе и буровиков, оказываем содействие местным властям, ведь сейчас основной источник воды — это скважина, пробуренная 70-80-90 лет назад. Поэтому мы, развивая собственное предприятие, создаём вокруг себя инфраструктуру в первую очередь. Наш проект — это дополнительный толчок импульс для развития региона.