Директор муниципального предприятия "КалининградГорТранс" Анатолий Мухомор в интервью газете "Вечерний трамвай" рассказал о том, почему закрываются трамвайные маршруты, и что ждет этот вид транспорта в Калининграде.
— У нас самая старая трамвайная система в России ей 120 лет. Что сегодня осталось от трамвая?
— В советское время в городе было 125 км трамвайной сети, в 1975 году эксплуатировалось более 175 вагонов. Сейчас большая часть путей демонтирована. Сегодня из 62 км трамвайной сети задействовано 35 км. На маршрутах из-за ремонта на ул. 9 Апреля должно быть 28 вагонов, но по факту ездит только 24. Когда мы убрали "двойку", люди возмутились, мол, не на чем доехать до Южного вокзала. Тогда мы пустили туда трамвай № 3, в результате чего выручка на маршруте упала на 20 000 рублей в месяц.
— Какие маршруты планируется вернуть? Или речь шла только о №1 и №3?
— "Тройку" закрыли временно, из-за ремонта моста на ул. Суворова. Когда мост на Суворова отремонтируют, "тройку" вернут. Движение по ул. Тельмана прекратили по жалобе жителей. Я был в доме, где звенела хрустальная люстра, когда мимо шел трамвай. Я пошутил: "Хорошо звучит!", а хозяйка квартиры разозлилась: "Да, но не каждые 10 минут!" На Тельмана была полностью изношена контактная сеть и трамвайное полотно — использовать их было опасно. На Пролетарской вырезали часть старых рельсов, чтобы увеличить пропускную способность ул. Черняховского. Как только будет финансирование, трамвайное полотно уложим заново, потому что ремонтировать там нечего: шпалы сгнили, рельсы износились, все подлежало демонтажу.
— Сколько стоит новое трамвайное полотно?
— Год назад прокладка одного километра одиночного трамвайного пути стоила около 60 млн рублей, сейчас — значительно больше. В СССР каждый год поэтапно меняли 5 км путей и контактной сети, но после развала союза это прекратилось. Получается, 25 лет ничего не менялось — это как раз и есть почти вся трамвайная сеть города.
— А обслуживание одного трамвая?
— В час трамвай затрачивает на эксплуатацию 1500 рублей, а зарабатывает в лучшем случае 400 руб. То есть каждый трамвай за час на линии приносит убыток в 1000 руб. В месяц содержание трамвая стоит 460 тыс. руб. — это и ремонт вагона, и содержание трамвайных путей и т.д. Автобус обходится всего на 60 тысяч дешевле.
— Сколько людей работает в трамвайном депо?
— Сейчас около 80 человек, кроме водителей. А на 28 трамваев в штате около 100 водителей, столько же кондукторов. На предприятии очень много ветеранов труда, которые проработали более 30 лет.
— Молодежь неохотно идет в водители троллейбусов? Водить трамваи не учат?
— Наоборот — водителей троллейбусов не хватает, туда идет молодежь. Нам даже пришлось самим открыть такие курсы. На водителей трамваев пока не учим — их хватает из-за сокращения подвижного состава. Что касается сферы обслуживания, то молодежь чаще идет на инженерные должности — ПТУ закрыли, и на слесарей у нас не учат.
— Туристического трамвая больше нет?
— Он работает по выходным. Это совместный проект с Фридландскими воротами: они разрабатывают и ведут программу, а нам платят за аренду. Проект был хороший, не убыточный. А вот от Литературного трамвая, к сожалению, осталась только надпись - это были разовые мероприятия.
— Есть перспектива развития трамвая в Калининграде?
— Я считаю, что только трамваи нормализуют движение в городе, когда для них сделают выделенные пути. Это увеличит скорость в 2 раза и во столько же сократится количество вагонов. Качество обслуживания возрастет, и люди вернутся в трамвай - из Московского района в центр можно будет доехать за 10 минут. В перспективе это быстрый, экологичный, менее затратный транспорт, чем, например, троллейбусы.