В среду, 23 сентября, отпраздновал свой 60-летний юбилей Владимир Гильманов, доктор филологических наук, профессор кафедры исторического языкознания, зарубежной филологии и документоведения БФУ имени Канта. В интервью Комсомольской правде в Калининграде профессор рассказал о студентах и своей работе.
— Сложная у меня судьба, много ошибок, много непонимания. Тяжкий путь познания и самопознания. Много еще не познано, — говорит о себе Владимир Хамитович. — Чем раньше начинать заниматься проблемой истины, тем лучше. Мне же подводить итоги неуместно, тем более, что и итогов совсем нет. (Тут профессор, конечно, скромничает, ведь у него множество научных работ и огромная практика за плечами, которая соседствует с искренней любовью студентов и коллег. Авт.). А вся моя жизнь очень простая. Я — простой учитель. Как начал после армии, так до сих пор и работаю. Работа моя простая и сложная одновременно, очень ответственная.
— Поэтому и разрываетесь между домом, университетом, библиотекой, лекциями и занятиями?
— Да. Только работа и занимает мое основное время. Мне бы справиться с повседневностью… Я очень конкретный человек. Я живу одним конкретным днем. Мне надо приходить к ребятам в университет и очень конкретно и живо с ними общаться. Важно, чтобы это было наполнено жизнью. Все остальное мне не важно.
— Какая основная мысль, которую вы доносите все эти годы ученикам?
— Пункт первый. Убежать от самоочевидности собственного внутреннего мира. От иллюзии самоочевидности! Нужно вернуть себе реалистическое сознание. Поставить себя перед проблемой того, что этот внутренний мир нужно непременно мучительно трудно выстраивать, освобождаясь от структур повседневности.
У меня очень сложный взгляд на мир. Я считаю, что он находится в ошибочной парадигме культуры. Я смотрю на мир драматично. Для меня мир – это драма. Другие, которые приходят в этот мир, они, как правило, этой драмы не замечают. Для них мир прекрасен в той или иной степени. Но эту драму я связываю одновременно с драмой, которая связана внутри меня.
Второй пункт. Перезагрузить внутри сознания мир и выйти, избавиться от драмы. В учениках я пытаюсь побудить возврат к тайне своей личности. Поскольку только в этой тайне можно взять ответственность, как за собственную жизнь, так и за судьбу окружающего мира.
— Глубже надо смотреть в себя?
— Внутри себя найти что-то очень сложно. Себя надо наполнять. Наполнять опытом культуры, критическим отношением к этому опыту. Мыслительные процессы внутри себя нужно корректировать постоянно. Потому что истина парадоксальна.
— Студенты вас ценят. Есть даже группы в социальных сетях, посвященные вам. Как относитесь к этому?
— Я слышал об этом, но ни разу там не был. Я не думал, что это так активно, думал это очень тихо все. Отношусь к этому очень нейтрально. Для меня больше значима реальная повседневная практика контакта. Без общения со студентами я не могу. Это же моя жизнь. И она имеет смысл только в попытке хоть как-то помочь... Педагог должен, прежде всего, помогать.
— Знаю, что вас часто зовут выступать за границу.
— Это сильно отражается на учебном процессе. Потому что очень много повседневных уроков и они для меня важнее, чем поездки. Я разрываюсь, когда меня пытаются везти куда-то на дальние конференции. Иногда меня просто вытягивают.
— Там же тоже студенты, такие как здесь.
— Там в основном коллеги-ученые, немножко уставшие и замученные поисками смыслов. Нередко мне приходится предпринимать сверхусилия, чтобы как-то их расшевелить.
Но перед иностранными студентами я тоже выступаю, читаю лекции на немецком языке. И они потом приезжают сюда. Как правило, заинтересовываются и пытаются нас понимать, ищут в нашем городе основы понимания через Канта.