11:44

На Правой набережной, например, при ремонте под сводами нашли пушки, и таких мест в Калининграде много

  1. Интервью
Новость о поезде времен Второй мировой войны с золотом, который был якобы найден в Польше, будоражит не первую неделю СМИ. Калининградская область — часть территории, по которой нацисты вывозили ценности. До сих пор живы легенды о подземном городе с ходами, цехами и тайниками, где немцы прятали награбленное. Что в этих рассказах правда, а что народный фольклор? Об этом в интервью АиФ-Калининград рассказал один из самых опытных калининградских диггеров Юрий Жиляев.

По следам генерала

— Соседи не устают подкидывать новости: сначала немцы почти нашли Янтарную комнату, теперь поляки в районе Валбжиха — бронепоезд. Какова вероятность, что это правда?
 
— Помимо поезда должны были существовать рельсы, по которым он заехал, а также железнодорожная насыпь. Соответственно, железную дорогу надо было разобрать, а насыпь срыть? Пишут, что глубина залегания тоннеля — порядка 70 метров. Длина состава — около 250 метров. Это какой нужно было вырыть тоннель, чтобы поместился такой поезд? Вопросов — масса. Как бы эта новость не оказалась очередным фейком.
 
— А у нас в области много искателей ценностей и подземных сооружений?
 
— Сотни. Есть ребята, которые обследуют бункеры и канализации. Одно из сообществ не первый год ищет подземную узкоколейную железную дорогу. У них есть карты и схемы, серьёзное оборудование: промышленные фонари, газоанализаторы, лодки. Всё это недёшево. Пока результата нет, но они не унывают. Каждое новое поколение диггеров начинает с таким энтузиазмом. Мы были такими же в начале 2000. Хотели проверить все эти байки о подземном городе, затопленных цехах и вылетающих из-под земли самолётах. Ездили по следам генерала Галицкого — искали линию обороны "Фришинг", которая в его мемуарах описывается как система бункеров. На деле она оказалась линией земляных укреплений.
 
Может, и в городе никаких секретных подземных сооружений нет. Здесь высокий уровень грунтовых вод. Да, у немцев было много фирм по подземному строительству. Но в Кёнигсберге функционировала одна из самых развитых в Европе сетей канализации. Они всё это и строили.
 
— Какими находками можете похвастаться?
 
— Диггеры находят остатки оружия, черепки, монеты. На улице Суворова в Калининграде есть бомбоубежище, которое было запасным пунктом управления торгового порта. Там раньше были кучи ящиков с противогазами, сапогами, аптечками. И сейчас ещё осталось. Народ до сих пор туда лазит за этими вещами.
 
— В начале 2000 археологи обнаружили под Королевским замком какой-то ход. Кроме того, по интернету ходит докладная записка руководителя экспедиции 35-летней давности о разветвлённой сети ходов из замка. Что вам об этом известно?
 
— Ход, найденный современными археологами, — яйцеобразной формы. Думаю, это ливнёвка. Хотя могу ошибаться. Никто из наших туда не спускался.
 
— Какие самые популярные места, куда тянет всех диггеров?
 
— Самое известное — канализация под Гвардейским проспектом: от его начала до площади Победы, где она разветвляется. Это тёмный "коридор" высотой 1,5 метров с подъёмами и спусками. На улице Катина — то же самое. По городу разбросаны десятки немецких бункеров, бомбоубежища в подвалах домов. Их делали сквозными: можно зайти и выйти. В Балтийске — целый комплекс военных подземных сооружений.
 
— Какие легенды вы проверяли? И что подтвердилось?
 
— Была легенда про подземный ход из Балтийска на Косу: мол, водолазы в него залезали, и им шланги обрезало. Говорили, он начинается в помещении возле скульптуры женщины с ребёнком. Но оказалось, это "утка". Подземное помещение торпедной батареи (укрепление) есть, а хода из неё нет. Зато в районе Взморья мы нашли большую артиллерийскую батарею. В войну оттуда производился обстрел канала. Обследовали её, увидели три дворика для орудий, широкие бетонные подземные переходы, помещение для личного состава, для дизель-генераторов. Потом туда стали ездить все, жечь покрышки, мусорить. Смотреть на это было грустно.
 
— Объект интересный. Можно было дать ему охранный статус?
 
— Историко-культурную экспертизу не проводили, хотя стоило. В Клайпеде есть похожая батарея. Волонтёры привели её в порядок, закрыли и водят экскурсии. Но у нас, чтобы организовать что-то подобное, надо обойти море инстанций, навешают кучу обременений и запретов.

Засыпали песком

— А как насчёт привидений, которых якобы можно встретить в подземельях?
 
— В замкнутом тёмном пространстве у некоторых начинаются слуховые и зрительные галлюцинации. Может показаться, что ребёнок плачет или вода капает. Хотя понимаешь, что никакого ребёнка здесь быть не может. Это чистая физиология, мистика ни при чём.
 
— Какие ещё опасности могут подстерегать диггеров?
 
— Их — масса. Можно куда-нибудь провалиться — ведь под землёй темно, бывает скользко, неожиданно вылетают летучие мыши. Провалишься — и помощи ждать неоткуда, мобильник не берёт. Поэтому по одному не ходим. Кроме того, в подземелье может расти плесень, стараемся надевать маски.
 
— Есть место, которое вам хотелось бы обследовать?
 
— Конечно. В своё время на Правой набережной делали дорогу и экскаватор вскрыл какой-то свод. Наш человек заглянул туда, увидел стеллажи и пушки. Строители этот провал засыпали. Чтобы раскопать его, нужно было разрешение властей, но получить его не удалось. А там, может быть, что-то есть.
 
— Для обывателя даже обычная старинная ливнёвка выглядит интересно. Неужели не жалко, если всё это исчезнет?

— Оно уже исчезает. Ливнёвку под Гвардейским проспектом пробили трубой. Ров возле "Эпицентра" упрятали под стоянку. Часто то, что интересно обычным людям, для экспертов ценности не представляет. Взять газоубежище — кафе "Рита". Эксперты сказали, что объект не представляет ценности, хотя таких газоубежищ мало. Или Пальмбургский (Берлинский) мост. Он был символом Калининграда. Есть легенда, что его развели и не смогли свести. Всё это было красиво. Но эксперты решили, что это — не памятник. Понятно, городу надо развиваться. Но, наверное, можно как-то бережнее с историей обращаться.
 
— Может обычный человек присоединиться к вашим поискам?
 
— Мы делаем майские выезды для всех желающих. Собирается до 40 человек. Некоторые историки-краеведы со стажем приезжают целыми семьями. Стараемся выбрать место, где можно что-то посмотреть, изучить. Например, два года назад ездили на немецкую линию обороны на Дейме. Она тянется вдоль реки от Гвардейска до Полесска. Интересно, что немцы в одном месте поставили дот прямо на старом городище, а в другом — на кладбище. Для них вопросы обороны были важней.