15:50

Для трамвая в Калининграде нужно сделать выделенную полосу и автомобили туда не пускать

  1. Интервью
В Калининграде в будущем году введут новую маршрутную сеть. Научно-исследовательский институт НИПИ ТРТИ из Санкт-Петербурга завершил первые четыре этапа. На пятом у городских властей появились вопросы. Свою оценку текущей ситуации в интервью Клопс.Ru дал доктор технических наук, руководитель Российской академии транспорта Михаил Якимов.
 
- Михаил Ростиславович, каковы ваши первые впечатления об организации дорожного движения в Калининграде?
 
- Мне удалось посмотреть четыре крупные улицы в центре города. Сразу бросается в глаза наличие очередей из автобусов возле остановок. В Калининграде автобусам не хватает достаточно длинных заездных карманов (20-30 метров). В итоге общественный транспорт много простаивает даже не в пробках, а там, где он не должен вообще времени терять - подъехать, высадить и уехать.
 
Также на редких остановках можно увидеть таблички с информацией о том, какой транспорт там проходит. Я уже не говорю про отсутствие информации об интервале, наименовании перевозчика, который обслуживает пассажиров.
 
Организатору перевозок бы задуматься, как транспорт может поместиться на этих остановках. Я вот, например, вышел сейчас из автобуса на улице Черняховского во втором ряду, то есть с риском для жизни и здоровья. Кроме того, нельзя на одну остановку разрешать заезжать большим автобусам и маршруткам, чтобы они работали на одних участках улично-дорожной сети.
 
Вообще автобусы малого класса необходимо использовать на периферии – там, где потребность в транспорте меньше, а в центре нужны автобусы большого класса, которые за единицу времени могут перевозить больше пассажиров. Это, кстати, могут быть не только автобусы, но и трамваи.
 
Отмечу наличие большого количества проводов, которые, как гирлянды, висят в центре Калининграда. На площади Победы мне такое количество проводов напомнило батут. Это город не украшает, тем более тот, что славится старой архитектурой.
 
- Что-то хорошее отметили?
 
- Хорошо то, что есть разметка в центре, везде функционируют светофоры. Также можно оценить наличие нерегулируемых и вызывных пешеходных переходов. Сейчас под влиянием дорожного лобби во многих городах России, особенно крупных, убирают такие переходы.
 
- На встрече с властями Калининграда прозвучала идея сузить полосы на проезжей части, чтобы увеличить пропускную способность транспорта. Как вы относитесь к этой идее?
 
- Властям нужно стремиться увеличивать не пропускную способность, а провозную.
 
У транспортников сегодня нет задачи увеличить пропускную способность, чтобы каждый мог на личном авто добраться до центра города. Задача – реализовать транспортную корреспонденцию людей. Например, если выделить на Ленинском проспекте полосу для трамвая, организовать там остановку, это уменьшит пропускную способность, но вот провозная способность проспекта будет увеличена, так как в трамвайных вагонах можно перевезти больше пассажиров. А сейчас что в Калининграде? Трамвай стоит в ожидании, что машина повернет налево и освободит ему дорогу.
 
- Одно из предложений ГИБДД по улучшению провозной способности было создание выделенной полосы общественного транспорта на ул. Черняховского посередине проезжей части, то есть на трамвайных путях. Как вы относитесь к этой идее?
 
- Очень плохо. Мне это представляется странным, ведь в задачу ГИБДД входит обеспечение безопасности, сокращение аварийности.
 
Вообще в ведении ГИБДД не должна входить организация дорожного движения, это дело муниципалитета. Кроме того, обязывать шинный транспорт двигаться по трамвайным путям довольно-таки странно, потому что коэффициент сцепления резины и металла гораздо меньше и тормозной путь будет больше. Для трамвая лучше не выделять полосу справа или слева, так как его объемы не всегда позволяют ему гармонично вписаться в поворот. А вот у автобуса выделенная полоса должна быть правая крайняя.
 
- Сейчас вообще звучат призывы к тому, чтобы сократить трамвай как вид транспорта. 
 
- Если убрать трамвай, то город лишится всех преимуществ увеличения провозной способности.
 
У вас сейчас работает проектная организация из Санкт-Петербурга, которая предлагает те или иные изменения по маршрутной сети. Пока нет возможности понять, что нужно сокращать и в пользу чего. Нужно довести до нормативного состояния качество самой транспортной модели, на основании которой принимаются проектные решения.
 
По опыту других городов России скажу, что трамвайная сеть наращивается – новые стрелки, новые повороты. Например, в Перми, откуда я приехал, все восстанавливается. Тянуть трамвайную линию в новые микрорайоны города – большой инвестиционный проект, и я надеюсь, что вы от питерского института получите качественный продукт и хотя бы не будете уничтожать трамвай.
 
- Пока калининградский трамвай в силу различных причин не совсем популярен. Звучат в городе предложения заменить его на троллейбус. Что вы об этом думаете?
 
- Заменить-то можно, но провозная способность от этого не увеличится, то есть главная цель достигнута не будет. Это будет полезно, если обособить полосу для троллейбуса. Кроме того, нужно будет больше троллейбусов. Сегодня для трамвая законодательно легче выделить полосу и таким образом увеличить провозную способность.
 
- То есть в идеале надо стремиться к обособленным полосам трамвая в городе?
 
- Безусловно. В Перми, например, так. Там по трамвайным путям двигаться остальному транспорту нельзя. Не понимаю, почему у вас ГИБДД на это закрывает глаза. Даже в молодых и развитых городах, например, Дубае, где очень широкие дороги строили, в свое время столкнулись с необходимостью вводить трамваи с отдельной полосой для них.
 
- В горсовете Калининграда предлагают нынешние маршрутки заменить на автобусы средней вместимости – до 50 мест, с накопительной площадкой в центре для стоячих пассажиров и инвалидов. Будет ли результат от такой рокировки?
 
- Не вижу смысла в автобусе средней вместимости. Там будут ездить те же семь пассажиров. Зачем предприятию отправлять туда большой автобус? Логичнее делать пересадочные узлы, на которых пассажиры, приезжая с отдаленных уголков города на средних автобусах, будут пересаживаться на большие и ехать на них в центр.
 
- В Калининграде существует такая проблема, как огромное количество пригородного и междугородного транспорта, который проезжает по всему городу со всеми остановками. Как с ним быть?
 
- Пригородный транспорт следует однозначно останавливать на границах города, а пассажиров включать в городскую маршрутную сеть. Что касается межмуниципального транспорта, в котором передвигаются пассажиры с багажом, то для него остановку следует делать максимально близко к центру города.