Во время гастролей в Калининграде рижский литератор и сантехник откровенно рассказал о своей жизни в интервью калининградской "Комсомолке".
В столице Латвии Слава Сэ знаменит тем, что до того, как стать писателем, десять лет работал сантехником. А у нас он стал гостем Литературного салона в Калининградской областной научной библиотеке.
— Вопрос про сантехника вам наверняка задают чаще всего. Я не стану исключением. Может быть, именно сантехник и сделал вас необычайно популярным у читателей? Или это такой маркетинговый ход?
— Да, сейчас это выглядит как маркетинговый ход, потому что есть социальный стереотип сантехника – человек, который матерится, грязный, полупьяный. А тут появился сантехник, разговаривающий не сантехническим языком, - и это было ново, правда. На самом деле, они не все такие, среди сантехников полно интеллигентов, они неплохо зарабатывают, по крайне мере, у нас в Латвии сантехники не пьют, приходят вовремя, потому что боятся, что их уволят. А что касается маркетинговых проектов будущего, то мы с издателем говорили о том, что было бы интересно написать женскую книгу от лица мужчины, то есть поработать еще с какими-то парадоксами. Но первый парадокс у меня получился непроизвольно, и он сработал.
— Но почему именно сантехник, а не электрик, например?
— После армии я успел поработать сантехником и меня там научили этому ремеслу, кроме того, есть захочешь, то обучаешься довольно быстро. Когда я остался без работы, думал, вот пойду поработаю сантехником месяц-два, пока не найду что-нибудь, а задержался в этой прекрасной профессии на десять лет. Вначале я гвозди подносил, ключи подавал, - мне не доверяли нырять в колодцы, - потом научился менять унитазы и даже получил удостоверение на обслуживание больших теплоузлов.
— Эта работа, как я понимаю, дала вам много сюжетов для книги?
— Да, эта работа кормила меня, как человека пишущего. Правда, потом все закончилось, потому что сюжеты сантехнические повторяются, бабушки одни и те же, сумасшедшие одни и те же, да и самому уже не хочется эксплуатировать одну и ту же тему.
— А это правда, что ваша жена, которая работала на радио, ушла от вас, именно потому, что вы что вы оставили престижную должность и пошли в сантехники? Или это тоже маркетинговая история для читателей?
— Ей действительно не нравилось то, чем я занимался, она хотела бы, чтобы я продолжал оставаться директором, ездил на приличной машине, приходил домой без посторонних запахов в чистой одежде, - но стало ли это причиной развода? Нет, наверное. Мы оба были чем-то недовольны. Мы пятнадцать лет вместе прожили, психологи говорят, что это критический срок, очень многие разводятся через пятнадцать лет. Поэтому если разбираться в причинах, то их полно, и с моей стороны, и с ее. А нежелание признавать свою вину свойственно всем разводящимся. Со временем начинаешь понимать, что тоже был в чем-то не прав и чему-то научился в этих отношениях.
— Она ушла, оставив вам ваших детей?
— Она много работала и продолжает много работать, у нее прекрасно развивается карьера, она продюсер большого радио и у нее немного времени, поэтому всю рабочую неделю девочки со мной, поскольку я писатель, и сижу дома, а на выходные они у нее, она у нас воскресная мама.
— На встрече в Литературном салоне вас спросили - почему вас не трогают критики? Они не знают, как определить ваш стиль письма или вы не подходите под общепринятые литературные жанры?
— Я бы не против поговорить с критиками и был бы рад прочесть их отзывы. Более того, у литературных людей, которых считаю знающими, пытался услышать ответы на свои вопросы и просил о каких-то оценках. Но они молчат. Видимо, вот это несогласие того, что я пишу, с канонами большой литературы их останавливает, они правда не знают, что сказать. Наверное, я не соответствую канонам и не подхожу под их стандарты, я человек из интернета, который где-то что-то пишет, они не будут копаться на сайтах Проза.ру или Поэзия.ру, потому что их тьма, и вот я один из тьмы, который издался, и книжка получилась успешной. Но я знаю, что писатели, которые соответствуют канонам, на меня обижались именно потому, что в какой-то момент по тиражам я их переплюнул.
— Михаил Задорнов сказал, что у вас литературное чувство юмора. Но что интересно, вы не пытаетесь смешить читателей, у вас просто очень смешные истории.
— Нельзя писать с мыслью, как написать так, чтобы рассмешить, – никогда не получится. Из смешной истории, смешной байки не получается смешной рассказ. Рассказ получается только с серьезной историей, в которой парадоксальным образом показаны мотивы персонажей, неожиданная разборка, внимание к каким-то деталям, мелочам, - это вызывает смех. Я не знаю, как это происходит, но это происходит именно так. Если я пытаюсь написать анекдот, он никогда не получится. Именно в этом проблема у сценаристов современных комедийных сериалов, очень редко у них получается смешно только потому, что они хотят написать именно смешно. При этом все они завидуют хорошим американским сериалам, в которых шутка длинная, там подготовка к ней может идти три минуты, там детально прописаны мотивы героев, их характеры. Но это история не шутки, а история людей. В этом разница.