14:24

В Калининграде нет ни одной лаборатории, где можно проверить качество топлива

  1. Интервью
После многочисленных жалоб населения на некачественный бензин прокуратура, Росстандарт и другие структуры начали активно проверять все российские автомобильные заправки. Какая ситуация на АЗС Калининградской области, какое топливо заливают в наши машины, Клопс.Ru рассказал руководитель подразделения Росстандарта по СЗФО Василий Смеречук.
 
- Недавно федеральные СМИ сообщили о том, что в Северо-Западном регионе крайне печальная ситуация с качеством автомобильного топлива. Что в этом плане можно сказать о Калининграде?
 
- В регионе свыше двух тысяч заправок, 80% из них – это подразделения крупных брендов. По объему реализации они покрывают 90% объема рынка. Не может такого быть, чтобы "ЛУКойл", "Роснефть" и другие торговали паленым топливом. Качество топлива весьма добротное. При контрольных проверках выявляется 5-6% некачественного топлива. Это бензин или дизель, которые не соответствуют техническому регламенту. Остальные недостатки на АЗС связаны с другими факторами – отсутствие декларации соответствия на продукцию, неправильное оформление паспортов качества, отсутствие информации на колонках и так далее.
 
- Сколько всего заправок проверил Росстандарт в Калининграде?
 
- За прошлый год 13 проверок, в девяти случаях были установлены нарушения требованиям технического регламента. С точки зрения физико-технических характеристик топлива было одно нарушение. Это касалось дизельного топлива по содержанию серы и температуры вспышки. В этом году провели пять проверок, в двух случаях нашли нарушения технического регламента.
 
- Учитывая количество АЗС только в одном Калининграде, 13 проведенных проверок – это не очень много…
 
- В ближайшие месяцы мы планируем существенно увеличить число проверок АЗС в связи с распоряжением президента Владимира Путина и постановлением Правительства РФ. Нужно понимать, что планово мы проверять АЗС не можем постоянно, согласовываем графики заранее. Усилить контроль можем только после жалоб, а также предписаний прокуратуры, решений правительства.
 
- На каких заправках в Калининграде есть нарушения?
 
- Всего в Калининградской области зарегистрировано свыше 160 АЗС. Больше всего нарушений фиксируется не на заправках крупных нефтяных компаний, а на иных АЗС. Но мы проверяем всех — и крупные компании, и самостоятельных продавцов. По итогам последних проверок претензий к заправкам крупных нефтяных компаний контролёры в Калининграде не нашли.
 
Все нарушения были отмечены в основном на объектах малого и среднего бизнеса. Это ООО "Сокольники", ТЭК Калининград, ООО "Корда", ООО "Спецтехнологии". Их действия я характеризую как попытку выжить на рынке в нынешних условиях, когда крупные игроки продают топливо по цене, практически равной закупочной. В этих условиях малый и средний бизнес пытается выкрутиться. Кроме того, они уверены, что с проверками к ним будут приходить не чаще, чем раз в три года.
 
К сожалению, очень редко жалуются граждане на качество топлива, а у нас нет возможности оперативно пресечь незаконную деятельность горе-бизнесменов.
 
- А что проверяют контролеры?
 
- Класс и качество топлива, соответствие октанового числа заявленному, а также полноту данных в чеке, который выдается потребителю. Кроме того, проверяется, есть ли на заправке мерник, позволяющий проверить количество заливаемого в бак топлива. Контролеры следят за паспортом качества бензина: если он подделан, информация об этом передается в прокуратуру.
 
- Нерадивые бизнесмены научились обходить ваши проверки. Они просто перерегистрируются, а ваши контролеры не могут к ним прийти с плановой проверкой, так как Росстандарт не имеет права проверять АЗС, зарегистрированные менее года назад. Как за такими бизнесменами следить и часто ли такое происходит в Калининграде?
 
- Таких случаев достаточно много в Калининграде. На мой взгляд, сейчас, в период кризиса, компании могут начать этим злоупотреблять более активно либо продавать свои сети крупным игрокам. Бывает, мы приходим на АЗС, а объект уже под другим флагом, и мы не можем их проверять.
 
- А могут бизнесмены разбавлять топливо в процессе доставки с завода или во время переливания в свою емкость?
 
- Сейчас становится серьезной проблемой то, что ставку сделали на технический регламент. На второй план ушли такие моменты, как правила эксплуатации нефтебаз и АЗС, в которых четко прописано, что должен делать оператор, чтобы, как минимум, не испортить нефтепродукт, поступающий на его объект. На нефтебазах отсутствуют лаборатории, отсутствует контроль за поступающим и реализуемым топливом.
 
- Получается, потребителю не сообщается достоверная информация о качестве топлива, откуда же берется маркировка?
 
- Просто берется паспорт с завода-поставщика, ставится печать нефтебазы, и паспорт отправляется потребителю. То есть автомобилисты видят документ, в котором не отражается объективное состояние продукта. Ведь при движении и переливании из одной емкости в другую топливо теряет некоторые свои характеристики. В настоящее время это просто беда отрасли. К сожалению, в техническом регламенте Таможенного союза прямого требования, как это было в регламенте РФ, нет. И нефтяники сейчас нагло этим пользуются.
 
- В каких лабораториях в Калининграде проверяется соответствие стандартам продаваемого автомобильного топлива?
 
- В Калининградской области ни у одной лаборатории нет аккредитации на право исследования нефтепродуктов с целью оценки их соответствия требованиям технического регламента. Законным образом проверить любой объект и вынести вердикт невозможно.
 
- И как же тогда проверить топливо, которое заливают каждый день в свои машины калининградцы?
 
- В Санкт-Петербурге есть лаборатории, но дело в том, что доставить туда пробы из Калининграда достаточно проблематично. Мы прибегаем к таким мерам в случае массовых жалоб. Все дело в том, что новая практика аккредитации стала слишком обременительной для коммерсантов, занимающихся испытаниями нефтепродуктов. Поэтому и потребителям, и нам доказать несостоятельность продавца достаточно сложно. С этим что-то надо делать, причем срочно.