С 29 по 31 мая в Калининграде состоится Второй международный фестиваль ретроавтомобилей "Золотая тень Кёнигсберга". Организаторами фестиваля, как и в прошлом году, выступят "АвтоРетроКлуб - Калининград", городской Совет депутатов и администрация Калининграда.
О том, как появился в Калининграде такой фестиваль и какие сюрпризы ждут нас на этот раз, рассказал один из его инициаторов, председатель городского Совета депутатов Андрей Кропоткин.
- В Европе ежегодно проходят десятки подобных фестивалей и слётов. Наш-то чем лучше?
- У нас подход совсем другой. Вот, смотрите, как у них в Европе. Приглашают они участников - владельцев ретроавтомобилей. И знаете, как там у них всё проходит?
- Как?
- Скучно. Ну, постояли эти олдтаймеры на главной городской площади час-два... Местную публику, кстати, подобные тусовки не очень-то и привлекают. Как правило, приходят от силы двести человек. Сам видел... А у нас в прошлом году площадь у Дома Советов, где проводилось авторетро-шоу, посетили более семи тысяч человек. И как народ бурно реагирует! Овации, аплодисменты... Такой горячий приём очень даже подогревает наших европейских гостей. В этом году мы ожидаем зрителей намного больше - от 15 до 25 тысяч...
Клаксон и спутница
- В чём секрет такого аншлага?
- В организации. В продуманности программы. Мы же проводим конкурсы, различные состязания... Например, конкурс элегантности. Он проходит у нас в лучших традициях европейских тусовок "Золотой эпохи", которые собирали тысячи зрителей в Баден-Бадене, Биаррице, Онфлёре, Каннах...
Публика вместе с судьями сможет оценить дизайн кузова старинного автомобиля, стиль одежды его владельца и его спутницы. Даже мелодичность клаксона олдтаймера. А компетентное жюри выставит оценки по 10-балльной шкале, чтобы определить победителя.
- У нас есть такие специалисты?
- В жюри войдут известные люди города - дизайнеры, историки, политики... Конечно же, Владимир Кацман, талантливый ресторатор и бессменный организатор джаз-фестивалей. Да, он вполне может компетентно оценить состояние олдтаймера. Тем более что Кацман тоже владелец раритета - уникального "Мерседеса-Аденауэра" 1954 года.
Он рассказывал, как восстанавливал свой автомобиль в Германии в известной реставрационной мастерской. И потратил на всё про всё... кажется, более 200 тысяч евро. А вот, например, шторки на окна он разрабатывал лично сам - и чертежи, и специальные крепления, и материал выбирал... Всё выдерживал строго в одном стиле - середины прошлого века.
- А модельеры, стилисты? Кто примет участие?
- Тамара Белецкая - популярный в городе человек. Модельер и дизайнер элитной женской одежды. В прошлом году мы также приглашали руководителя филиала московского научно-исследовательского института НАМИ. И начальника УГИБДД Калининградской области - Андрея Державицкого.
- А губернатора в жюри пригласите?
- Обязательно. Но не в жюри, а в качестве почётного гостя. Мы предоставим ему честь открыть наш фестиваль. Николай Николаевич - известный байкер, в старинной технике знает толк. Он даже ездил на автомобиле 1904 года во время праздника на аэродроме Девау. Сейчас вспомню, как машина называлась... Вот! "Де Дион Бутон". Французская. Цуканов приезжал на шоу с женой и сыном. Надеюсь, и на наш фестиваль он свою семью захватит.
Задавил барана
- Чем ещё порадуете народ?
- Планируем шоу "Старые колёса". Тут же, на площади возле Дома Советов. Это соревнование на водительское мастерство. Владельцам раритетов придётся на время пройти мини-слалом между сигнальными конусами. Потом сдавать "змейкой" задним ходом. Преодолевать различные препятствия...
- А владельцы согласятся рисковать своими раритетами?
- Да это же всё в полушутливой форме! Никакого риска не будет. Но обязательно отдадим дань уважения нашему древнему городу. Ведь мы представляем некую историческую реконструкцию. Старые автомобили, старая брусчатка, старые традиции... Понимаете?
- А какие конкретно испытания вы приготовили участникам?
- Это будет сюрпризом. А знаете, что, например, до 1912 года по правилам дорожного движения в Восточной Пруссии существовала очень жёсткая ответственность шофёра за наезд на домашних животных? Они же то тут, то там выскакивали на проезжую часть. Из-под заборов, из амбаров. Задавил случайно курицу или утку - штраф 20 марок. За барана, козу или телёнка - уже 50.
Вот и у нас на площадке будет подобное испытание - маневрирование между утками.
- И штрафовать будете?
- Ну, не на деньги, конечно. У нас, как в спорте - только штрафные секунды... Пять секунд за каждое нарушение. Из Парижа на "Колибри"
- Автомобили какого возраста ожидаются на фестивале?
- Самый возрастной участник пробега из заявившихся пока - немецкий автомобиль "Колибри". На нём своим ходом приедет 79-летний директор автомузея из города Хаммельн Райнхард Буркарт. Он задумал ещё попасть в Книгу рекордов Гиннесса.
Буркарт планирует преодолеть расстояние из Парижа до Санкт-Петербурга с заездом в Калининград. На столь древнем транспортном средстве до сих пор это ещё никому не удавалось. Раритет был изготовлен на "Северо-немецком автомобильном заводе" в самом городе Хаммельн, из которого родом господин Буркарт.
- "Колибри" способен пройти своим ходом такую дистанцию?
- При подготовке олдтаймера к "трансконтинентальному" переезду был полностью реставрирован двухцилиндровый восьмисильный двигатель, коробка передач и трансмиссия. На всё ушло более 50 тысяч евро. И сейчас "Колибри" может двигаться по трассе с крейсерской скоростью 45 километров в час. Старт из Парижа - 21 мая.
Ещё один интересный экземпляр, который мы ожидаем на фестивале, - немецкий "Шпербер", изготовленный в 1911 году. Шасси автомобиля было собрано известным в Европе инженером Якобом Буркартом, дедом того самого Буркарта, который приедет к нам.
- Эта машина чем-то ещё примечательна, кроме столь древнего года выпуска?
- Наверное, историей. В 1919 году после первой мировой войны этот "Шпербер" был продан в Швецию, где 20 лет отработал в качестве такси в Гётеборге. В 1956 году вернулся в Германию, его детально реставрировали. В 1984 году раритет купил автомузей города Хаммельна. Так что к нам в Калининград приедет своим ходом не обычный автомобиль, а музейный экспонат.
В Хаммельне живут настоящие энтузиасты авторетродвижения. Мы быстро с ними нашли общий язык. Мы же должны развивать связи с Европой.
Кроме того, этот небольшой городок в Южной Саксонии известен на весь мир легендой о знаменитом крысолове. Крысолов, играя на своей волшебной флейте, буквально очаровал крыс, которые под звуки его божественной музыки навсегда покинули город Хаммельн. На самом деле речь там идёт о бесчестных чиновниках и непорядочном бургомистре. Ведь там как на самом деле получилось? Чиновники наняли крылосова и заключили с ним контракт. Если тот избавит Хаммельн от крыс, то получит солидный гонорар - столько золота, сколько сможет унести. Флейтист свою часть контракта выполнил, а чиновники - нет. Говоря современным языком - кинули бедолагу. В отместку крысолов опять заиграл на дудочке. Но только теперь под его чары попали дети. Всех детей коварный флейтист увёл за собой - и больше их никто не видел.
Мы вели переговоры в господином Буркартом, чтобы в рамках фестиваля на центральной сцене поставить маленький спектакль. Ведь легенда о крысолове из Хаммельна включена в специальный реестр ЮНЕСКО и является культурным достоянием всего мира. Но было небольшое условие с немецкой стороны - чтобы роль чиновников на сцене исполняли бы настоящие чиновники из мэрии. А роль бургомистра сыграл бы...
- Александр Ярошук?
- Хм... Думаю, Александр Георгиевич с удовольствием понаблюдает за сценическим действием из "зрительского партера".
Машина королей
- Кроме Германии, откуда ещё будут участники?
- Из Эстонии, Латвии, Литвы, Германии, Польши... Из Швеции были заявки. Автомобили очень интересные, участники тоже...
Вот, скажем, очаровательная блондинка в образе Мэрилин Монро. Она из Эстонии. Девушка лихо управлялась с огромным старым "Кадиллаком". Или скромный учитель из Таллина. Знаете, на чём приехал этот учитель? На роскошном коллекционном "Роллс-Ройсе".
- В Прибалтике у педагогов хорошие зарплаты?
- Этот учитель за всю свою жизнь скопил некоторую сумму. И на 50-летие сам себе сделал подарок - купил английскую машину, достойную шейхов и королей. Правда, уже в несколько потрёпанном состоянии. Долго её собственноручно реставрировал - и вот... В прошлом году ему так понравилось наше шоу, что в этом он отложил в сторону все свои учительские дела и срочно решил ехать в Калининград. Я же говорю, у нас очень большой потенциал.
- Автомобилисты должны заплатить взнос, чтобы стать участниками фестиваля?
- Никакого взноса нет. Условие одно - желание участвовать и превосходное аутентичное состояние автомобиля, который должен быть не моложе 1955 года выпуска. В этот раз будут и старинные "Роллс-Ройсы", и "Бентли", и целых восемь "Кадиллаков".
- А на других фестивалях в России или в Европе? Как там со вступительными взносами?
- Вот как раз там вступительный взнос всегда есть. Сейчас наши коллеги в Минске проводят подобный фестиваль. По 100 евро с каждого участника собирают. В Европе на престижные автомобильные тусовки типа "Милле-Милья" допускаются избранные, и я слышал, что взнос участника может составлять несколько тысяч евро.
- Во времена губернатора Бооса в Калининградской области тоже проводили фестиваль.
- Помню эту историю. По 2,5 тысячи евро с участников собирали. И результат не замедлил сказаться. Из Европы к нам никто не приехал. И из Америки. Так что первый международный фестиваль ретроавтомобилей "Янтарный берег" стал исключительно московским. Первым и последним в истории.
В Париже я тоже присутствовал на подобном мероприятии. Там это стоило 35 евро. За эти деньги можно было рассчитывать лишь на карту, отпечатанную на одном листочке, ну и номер участника выдавали. И всё! Ни о каких конкурсах и соревнованиях там речи даже не идёт. Приехал, постоял - и свободен.
Тевтонский щит
- Как все начиналось, кто придумал фестиваль?
- Мы все придумывали. Коллективное творчество. И президент "АвтоРетроКлуба - Калининград" Виктор Михно, и председатель комитета социальной политики городской администрации Анна Апполонова. Много кто...
Два года назад журналист Юрий Грозмани предложил провести в Калининграде фестиваль ретроавтомобилей. Представил общую концепцию. До этого у него уже был некоторый опыт - Грозмани проводил подобные слёты в рамках "Музейной ночи". Сказал, что проект этот следует делать некоммерческим. И участвовать в нём должны исключительно энтузиасты. Я согласился с Грозмани. Тем более что он не требовал привлечения бюджетных средств.
- Что самое трудное при подготовке фестиваля?
- Собрать участников. У нас ведь со всех сторон границы. Кого-то пугает ситуация на кордонах, кого-то сложность в оформлении визы. Хотя мы максимально помогаем нашим участникам. И подавляющее большинство получают одноразовые визы - абсолютно бесплатно.
- Эмблема фестиваля очень уж напоминает тевтонский щит. Это тоже дань традиции?
- Щит крестоносцев здесь ни при чём. Это я предложил такую символику. Читал книгу Юрия Грозмани "Железное сердце Кёнигсберга", и там есть глава про талантливого конструктора Франца Комника, который в самом начале XX века основал крупное производство автомобилей в Восточной Пруссии. Такси в Кёнигсберге - это "Комник". Автобусы - тоже "Комник".
На машинах этой марки устанавливались облицовки радиаторов, стилизованные под щит крестоносцев. Чтобы показать некую преемственность, мы поместили в эмблему фестиваля силуэт легкового автомобиля "Комник". А саму эмблему сделали в виде облицовки радиатора.
Кстати, именно Франц Комник поставил молодую советскую республику на колёса.
- Как когда-то Генри Форд в Америке?
- Верно. Франц Комник поставлял в СССР тысячи грузовиков, автобусов, тракторов... И его техника считалась лучшей в Европе. И мы должны гордиться его именем. Наш земляк. - Чем завершится фестиваль? - 170-километровым авторалли по маршруту Калининград - Балтийск - Светлогорск - Зеленоградск.