16:21

Добрый дядя не придет, не отремонтирует дом. Нужно начинать чувствовать себя собственниками

  1. Интервью
На вопросы Клопс.Ru ответил председатель городского Совета депутатов Калининграда Андрей Кропоткин.

Минус 300 миллионов

- Андрей Михайлович, подходит к концу первый квартал, уже можно понять, проследить динамику поступления средств в городской бюджет?

- По динамике поступления денег с начала года, мы предполагаем, что бюджет Калининграда недополучит 250-300 миллионов рублей. Если, конечно, экономическая ситуация в стране не изменится, но сейчас, это оптимистичный прогноз. К тому же, мы не надеемся сейчас на поступления денег из внешних источников, рассматриваем внутренние резервы.

- На что городские власти уже сократили расходы? 

- Как вы знаете, уже произошло секвестирование бюджета, расходов на ряд проектов, вложения в инфраструктуру.  Но, мы не сокращали наши социальные обязательства, все, что связано  с пенсионерами, школьниками, с льготами на проезд. Мы не сократили расходы на наших ветеранов, потому что для нас это табу, это самое последнее, что могло произойти. То есть, все программы по подготовке к 70-летию Победы работают, 28 памятников и мемориалов реконструируем, приводим в порядок.

- Это все проекты, как насчет людей?

- Сократили более 500 ставок, не людей, подчеркну. Мы не стремимся сокращать людей, наоборот, хотим их поддержать, удержать. Речь в первую очередь идет о ставках. Кстати, принято решение объединить международные отделы администрации и городского совета депутатов, это тоже экономия.  Ну и конечно, мы сократили наши расходы на командировки, какие-то закупки. От некоторых вещей мы и вовсе отказались на этот год, это нормально в текущей экономической ситуации. 

- Вынужденная экономия позволила, например, по-другому взглянуть на расходы, увидеть, скажем, вопиющие траты?

- Да не было этого и до кризиса. Ну, например, зарплата – это вопиющие расходы? Нет. К тому же, среди депутатов зарплату получают только два человека – председатель и зампредседателя. В командировки я летаю за свой счет, это нормально, я считаю. Сейчас мы выбираем общественную организацию, думаю, это будет ветеранская организация, которой я буду перечислять часть своей зарплаты.

- За сокращением доходов бюджета стоят конкретные компании, фирмы, которые, соответственно, начинают меньше отчислять.  Уже есть понимание, как нынешняя ситуация отразилась на занятости?

- Малый и средний бизнес дает 45-50 процентов доходов бюджета. По этому показателю наш город уникальный в России. И сейчас нет такого уж серьезного сокращения рабочих мест в этой сфере. Конечно, если ситуация будет ухудшаться, сокращения будут, но я надеюсь, что мы получим дополнительные дотации правительства на строительство спортивных сооружений, на строительство инфраструктуры, дорог. Во время кризиса многие страны уделяют этому большое внимание, чтобы строительные компании, которые остались без заказов, могли занять нишу строительства объектов по госзаказу, чтобы их сотрудники не остались без работы. Надеюсь, что наше правительство пойдет по этому пути. Сегодня строительство - это основополагающий бизнес развития всей нашей территории и вокруг него все крутится, это энергетика, это стройматериалы, это логистика, это рабочие, это банки, ипотека, то есть практически все.

- Адресные муниципальные программы сильно сократили?

- Их «порезали» еще по бюджету, но все они работают и пользуются большим успехом. Например, все больше дворов домов в городе собирают документы на участие в программе «Мой двор». В следующем году принято решение уделять большее внимание именно тротуарам, благоустройству дворовых территорий.  Программу мы планируем на 2-3 года,  это очень хорошая идея главы города, потому что тротуары сегодня выглядят очень ущербно, в городе много мест, где ноги можно переломать.

Мы не будем сворачивать программу по школьным стадионам, планируем ежегодно вводить 3-4 объекта к 2018 году. Представляете,  у нас будет функциональных 20 стадионов в городе. Совершенно будет все по-другому.  Мы же в декабре 2014 года разработали специальный регламент, внесли в него положение, согласно которому  все жители Калининграда могут бесплатно пользоваться инфраструктурой стадионов, которые находятся на территории школ. В этом году, надеемся, что завершится реконструкция стадиона в школах №18, 9, 31. Вот, в школе №23 благодарный выпускник за собственные средства проводит реконструкцию стадиона, а это, не один миллион рублей.  Он там и теннисный корт хочет делать, и футбольное поле, баскетбольную и волейбольную площадки… Мы сейчас помогаем с документами, но я снимаю шляпу перед ним.  И самое главное – жители смогут пользоваться всей этой инфраструктурой бесплатно.

Стыдно не будет

- С 14 марта в Калининграде должны были ввести новую схему работы общественного транспорта. Объявили о сокращении трех автобусных маршрутов и восьми  - маршрутных такси.  Затем отыграли все назад.  Не видно системной работы городских властей в транспортном вопросе…

- Я сожалею, что получилась та ситуация, которая получилась. Здесь подставили главу города, он понадеялся на «компетентных» людей, которые говорили, что в первую очередь нужно убрать именно эти маршруты. К сожалению, как и во многих вещах, мы не дошли до системного подхода, а попытались решить проблему локальным путем. Но все быстро встало на свои места. 

Проблема есть – сегодня в городе транспортный коллапс. Увеличилось количество транспорта – как личного, так и общественного.  Еще три года назад в Калининграде было 150 тысяч легковых автомобилей, сейчас – 200 тысяч.  Та же ситуация с общественным транспортом. Я вот спрашивал у Юрия Савенко, сколько в городе работало единиц общественного транспорта, когда он был мэром? Он ответил: 280-300. Сейчас у нас 1000 единиц – 100  единиц «КалининградГорТранса», 300 автобусов большого класса, 300 – микроавтобусов.  Еще есть 300 областных автобусов, которые также делают все остановки.

Сейчас институт из Санкт-Петербурга разрабатывает новую транспортную схему Калининграда, чтобы эта схема состыковывалась с генеральным планом. На эти цели выделено 26 миллионов.  Но очевидно, что в городе должны быть локальные крупные остановки общественного транспорта, должна быть введена система единого проездного билета.

- И новая транспортная схема, учитывающая расширение города.

- Конечно. Нынешняя схема разрабатывалась в 2008-2009 годах, за шесть лет в  Калининграде введено в эксплуатацию 2 миллиона «квадратов» жилья.  Где-то стало густо, где-то пусто, но маршруты не менялись, появлялись дублирующие маршруты, которые внесли еще большую неразбериху. Сейчас принято решение – нынешняя схема работает до марта 2016 года. Новый конкурс на маршруты, я надеюсь, мы проведем к концу года.

- Какое основное условие конкурса?

- Новый транспорт. Это будет гарантией того, что перевозчик проработает на маршруте 5-7 лет, пока не отобьет расходы на этот транспорт. Мы понимаем, что новые автобусы – дорогое удовольствие, но в этом направлении нужно работать. После того, как  будут понятны все маршруты, обязательно надо будет провести общественные слушания,  показать всю маршрутную сеть нашим горожанам – они заказчики.

- Про новые автобусы, единый билет говорят уже много лет, но мы по-прежнему ездим на этом грязном, вонючем автохламе, по недоразумению именуемом автобусами.

- Теперь со старым транспортом перевозчики не смогут получить маршруты.  Те компании, которые планируют участвовать, они готовы закупать новый транспорт, обновлять свой парк.  Уже приходили два человека, которые готовы покупать, с контрактами на лизинг. Часть платят, часть в рассрочку. Это нормальная практика. Вот, почему  для областных маршрутов  закупают новый транспорт? В области 80-90 новых автобусов ездят. Меня раздражает, почему в городе ни одного нового автобуса?

- Почему?

- Просто некоторые предприниматели, которые работают в городе, наплевательски относятся к своим обязательствам. Областные перевозчики дорожат своими пассажирами, а здесь нет.

- Вы говорите «некоторые предприниматели», но у них есть имена, фамилии, некоторые из них – ваши коллеги, депутаты городского Совета Калининграда.

- Разговариваем с ними. Вот Савенко, как мне сказали, купил новые автобусы  и микроавтобусы. Донских, надеюсь, услышит нас. Мы наведем порядок, вот увидите, для нас это тоже головная боль. Как только урегулируем ситуацию по маршрутной сети, как только у нас будет заменен автопарк. Ну, действительно неприятно  ездить на 35-летнем грязном автобусе.
 
Эпоха квалифицированных Управляющих компаний

- Вы верите, что закон о лицензировании повлияет на качество работы управляющих компаний?

- В Калининграде 111 управляющих компаний, которые управляют почти 90 процентами всего жилого фонда. Это 5246 домов. Кроме этого в городе работают 365 Товариществ собственников жилья (ТСЖ). У них в управлении 608 домов.  До 1 апреля все управляющие компании должны были сдать документы на лицензирование, до 1 мая – выдержать экзамены и доказать, что они способны управлять многоквартирными домами, обладают материально-технической базой.

- А если не докажут?

- Тогда жители на общем собрании должны решить – или создавать ТСЖ, или по конкурсу выбрать новую управляющую компанию.   Лицензирование – это серьезный шаг, управляющие компании боятся, у них появилось другое отношение к своей работе, к замечаниям и претензиям жильцов. В законе четко сказано – больше двух нарушений у УК является поводом отобрать лицензию через суд. Сейчас управляющие компании становятся быть именно управляющими компаниями, а не только брать деньги и ни за что не отвечать, наступает эпоха квалифицированных компаний. Но и жильцам нужно меняться, начинать чувствовать себя собственниками, владельцами жилья.. Добрый дядя не придет и не отремонтирует дом или подъезд. Нужно учиться планировать, договариваться, принимать решения об участии в муниципальных программах, на что тратить деньги.