10:15

На Куршской косе не появится спа-центр и маленький аэропорт

  1. Интервью
Мэр Неринги Дарюс Ясайтис рассказал в интервью "Стране Калининград" о том, почему на косе не появится спа-центр и чем нравится иностранцам российская часть парка. Дарюс родился и вырос в лесничестве, где всю жизнь проработал его отец. Остается в родных местах и сейчас — живет в Прейле в здании бывшей почты и управляет Нерингой последние два года. Заядлый грибник, он любит косу и готов говорить о ней часами.

Инвесторы есть, разрешения нет

– Дарюс, нам со стороны кажется, что уж где-где, а в Ниде все прекрасно. Так что на вопрос о проблемах вы, скорее всего, промолчите.
 
– Что вы! Коса не менялась по инфраструктуре где-то восемь лет — у нас не было генерального плана развития и застройки. Полтора года назад документ появился. Сразу стало понятно, что недочетов в нем множество, но теперь хотя бы есть, от чего оттолкнуться.
 
– У нас проблема с землей — это федеральная собственность, и требуется масса разрешений для каждого шага. Правда, в ближайшее время она перейдет в бессрочное пользование парку.
 
– У нас тоже большая часть земли принадлежит государству и самоуправление не имеет права ею распоряжаться. А границы нацпарка и города Неринги совпадают на сто процентов. И каждый раз нужно как минимум договориться парку и самоуправлению, потом согласовать это с министерством по культурному наследию, а если речь о строительстве, то и с правительством.
 
Чтобы показать всю сложность ситуации, приведу примеры. Мы можем построить в Ниде около моря спа-центр с бассейном, теннисными кортами и банями. Давно о нем мечтаем, и инвесторы есть. Но вложить деньги они готовы с одним условием — рядом должна стоять гостиница (центр содержать дорого и нужно на чем-то зарабатывать). А вот это запрещено, в итоге проекта нет.
 
Рядом с Нидой есть небольшой аэропорт — в него могли бы прилетать группы по 12–14 человек. Но для посадки там требуются особые документы, которые есть только у восьми человек в Литве и больше вообще ни у кого в мире.
 
Да что далеко ходить — смотрите (показывает на обнесенный забором участок напротив мэрии): восемь лет назад швейцарцы захотели построить тут гостиницу, до сих пор ждут разрешения. Закрываются и крупные гостиницы («Золотые дюны» и др.), потому что им не дают сделать нормальную реконструкцию, а оставлять все, как есть, финансово невыгодно владельцам.
 
– А из чего складывается ваш бюджет?
 
– Парк получает федеральное финансирование (его сотрудники занимаются лесом, делают маршруты и площадки и т. д.), мы тоже получаем деньги от государства, а также зарабатываем сами — например, нам идут налоги за въезд на косу, ренту земли, мусор. Кстати, меня часто спрашивают, на что расходуются деньги за въезд в парк, ведь это же огромные средства! На самом деле мы собираем около 4 млн литов, но ровно на эту же сумму нам каждый год уменьшают федеральный бюджет.
 
– Когда мы общались с жителями Ниды, многие жаловались на высокую коммуналку.
 
– Когда Литва вошла в Евросоюз, нам выделили большие деньги на строительство очистных, замену водопровода, рекультивацию свалки (раньше она была прямо на косе, а теперь вывозим мусор за Клайпеду на региональную свалку) — сами бы мы никогда средств на это не нашли. Но это увеличило и стоимость: например, мусор вывозить нужно уже не за 14 км, а почти за 60, плюс паром. По отоплению тоже получается недешево: газа нет, используем электричество и биотопливо. Кажется, когда-то у Евросозюа были проекты по строительству очистных и велодорожки также на российской стороне косы.
 
– Велодорожка и так появится – в планах ее строительство в ближайшие три года. Как думаете, сможем ли когда-то сделать единую трассу?
 
– Я по-прежнему на это рассчитываю. Всегда был за введение безвизового режима с Калининградской областью – увы, пока об этом мечтать не приходиться. Но что-то мы все равно можем делать вместе. Свою часть велодорожки будем развивать: переделаем покрытие на всей протяженности (пока обновили только часть), доведем ее до границы. Любителей велопрогулок становится все больше. Мы даже специально запустили на сезон корабль «Клайпеда –Нида», стоил 30 литов с человека вместе с велосипедом. Кстати, хотелось бы и водный маршрут Нида – Рыбачий запустить – здесь отстаем мы: пока не построили погранпереход для водного транспорта, у вас все готово.

В Россию – за экзотикой

– Вернемся к Ниде. Как вам удается сохранить ее исторический облик?
 
– Мы любим Ниду, а потому бережем. Кроме того, новое строительство запрещено. Даже для реконструкции есть четкие предписания, что и как можно менять в доме — это культурное наследие. Если уж зашла речь о стройке, то факт, что новые здания могут появиться только на обозначенных ну очень малочисленных местах, сильно тормозит развитие.
 
– А новый комплекс в конце поселка — пять красивых домов в традиционном стиле?
 
– Это социальное жилье для очередников
.
– Так, на ваш взгляд, будущее Неринги — за развитием инфраструктуры? А не будет ли тогда приезжать слишком много туристов в национальный парк?
 
– Важно взвешивать каждое решение, но ничего не менять тоже не выход. Критического количества туристов мы еще не достигли, всех вмещаем (в Ниде с 1 000 жителей за сезон бывает около 600 тысяч гостей. — Прим. авт.). Пока реальная сложность только с паркингом в Ниде: мест (платных и бесплатных) всего 350, а нужно 1 000. По-хорошему сделать бы подземную или многоэтажную парковку, но законы не разрешают.
 
Если не развиваться, город умрет — не будет новых рабочих мест, нового жилья (купить квартиру здесь дорого, и снимать мало кому по карману). У нас много ресторанов, кафе, гостиниц, но сезон короткий — и чтобы его продлить, нужна инфраструктура. И речь не только о повышении уровня комфорта, но и о том, чтобы гостям было, чем заняться в межсезонье: нужны бассейны, возможно, искусственные лыжные спуски, лечебные комплексы и т. д.
 
Что касается большого потока туристов — еще раз повторюсь: если делать все с умом, Нида не превратится в «мегаполис». Просто я считаю, что неправильно, когда люди покупают тут дорогое жилье и хотят, чтобы на косе было пусто. Это же не их личная деревня, местные жители тоже должны нормально существовать.
 
– Часто иностранцы приезжают сначала на российскую часть косы, а потом едут к вам. Что говорят?
 
– Им у вас нравится! Здесь картинка привычная, только уровень комфорта не такой высокий. А вот Россия — что-то необычное. К калининградцам мы относимся как к добрым соседям — они всегда спасают, когда сезон заканчивается. Так что всегда рады гостям!