12:38

Некоторые считают, что день прошел даром, если к ним не приехала наша бригада

  1. Интервью
Главный врач городской станции скорой медицинской помощи Людмила Сиглаева рассказала "Клопс.Ru", как функционирует система скорой помощи в Калининграде и почему врачи иногда не успевают помочь пострадавшим.
 
- Людмила Михайловна, как часто диспетчеры сталкиваются с ситуациями, когда достаточно было бы только помощи участкового терапевта?
 
- В таких случаях возможны два пути развития ситуации. Либо диспетчер предлагает пациенту переключить его на разговор с дежурным врачом, который дает больному рекомендации, тогда вызов снимается и не регистрируется. Либо второй вариант: когда мы видим, что пациент не может стабилизировать свое состояние самостоятельно, мы получаем согласие на то, чтобы перевести его сигнал на участковую службу – неотложку. Но даже в этом случае мы стараемся держать этот звонок под контролем. Если дежурный врач не приезжает в течение двух часов, вызов обслуживает бригада "Скорой помощи". Эта практика существует на сегодняшний день в Калининграде, в области система только развивается.
 
- Получается, что все замыкается на одном человеке – диспетчере, который принимает решение: ехать "Скорой" или нет?
 
- Это тонкий вопрос. Диспетчер не может сказать твердо "нет". Если у пациента ухудшилось состояние, пусть даже на фоне какого-то хронического заболевания, мы никогда не можем знать, чем  это может закончиться. Конечно, мы запишем этот вызов. Однако есть и особая категория пациентов, их мы знаем пофамильно. Они не считают день полноценным, если к ним не приехала бригада скорой медицинской помощи. Если раз не приняли их вызов, они позвонят еще раз.

Когда была организована служба неотложной помощи в Калининграде, пациенты совершенно четко дожидались времени закрытия поликлиник, и после восьми часов начинали звонить в "Скорую помощь". Если вызов очевидно необоснованный,   диспетчеры отказывают. За сутки бывает до 50 таких обращений, это 10% всех звонков.
 
- С 2013 года "Скорая" начала принимать все вызовы через единый диспетчерский центр. Насколько эффективна эта система?
 
- Диспетчерская служба переведена в статус единой информационной системы. В рамках пилотного проекта она объединила зоны Светлогорска, Пионерского, Янтарного и Гурьевский район. В ближайшее время подключат Зеленоградск и Балтийск.

В одном муниципалитете сегодня может быть пять обращений, а завтра 25. Сил местных бригад бывает недостаточно, поэтому год назад было принято решение по возможности заменять их. Бывает так, что поселок под Светлогорском ближе к бригаде, которая обслуживает зону Янтарного. Наша система сегодня в режиме реального времени видит местонахождение каждой машины, которые оснащены системами ГЛОНАСС. Диспетчер отправляет ту бригаду, которая в данный момент находится ближе всего.
 
- А минусы у такого объединения есть?
 
- Основной минус – это опасения коллег, что диспетчеры не знают население на закрепленной территории, и в ситуации с хроническим больным могут не отказать в приеме вызова, а отправить бригаду. Но все относительно, ведь у человека, который позвонил из-за головокружения, может произойти инсульт.

Бывает, что требуется доставка пациента в Калининград, тогда бригада выпадает на два часа, а то и больше. Необходимо ее заменить другой бригадой. Статистика ДТП показывает, что такая практика спасает жизни. Вопрос в том, что травмы становятся тяжелее и количество выездов на ДТП растет, а число пострадавших в ДТП падает. В прошлом году было 850 выездов, в этом 889. В прошлом мы доставили в больницы 678 человек, а в этом 421, но пострадавшие часто имеют настолько тяжелые травмы, что если в стационаре в прошлом году умерло только 15 %, то в этом - 20%.
 
- Установленные нормативы для "Скорой" таковы, что в городе бригада должна доехать за 20 минут, в области – за 35, это много или мало?
 
- Если бы было меньше обращений, то этого было бы достаточно. Но на сегодняшний день мы имеем вместо нормативных 0,318 обращения на одного жителя 0,340. Конечно, все зависит и от сезона, и от дня недели, но мы имеем возможность увеличить количество бригад в Калининграде в праздники и выходные, а по области в таких случаях наша палочка-выручалочка – это взаимозаменяемость. Диспетчеризация всей области приведет к тому, что эти показатели будут выдержаны.
 
- Сейчас в "Скорую" можно позвонить по номерам "03" и "112", но сами диспетчеры говорят, что звонок через единую службу "112" – это гораздо более длительный процесс. Это так? 
 
- Номер "112" позволяет гражданам соединиться с конкретной службой – полицией, скорой или МЧС. Система "112" пока полностью не запущена. Сейчас, например, диспетчер службы "01" связывается с нами, и идет повторное дублирование всех данных нашему специалисту. Мы тоже, получив информацию о происшествии, должны позвонить всем службам, все происходит вручную. Когда эта система будет налажена, то все диспетчеры единовременно смогут получить краткую информацию о ЧС. В некоторых регионах России эта система уже успешно функционирует.