Депутаты Калининградской областной думы хотят вернуть обязательный техосмотр машин, наделив этим правом профессионалов. По мнению народных избранников, Российский союз страховщиков не справляется с этой работой. Из КоАПа ранее были изъяты статьи, в которых шла речь о наказании за езду без талона техосмотра.
Депутат Александр Кузнецов ссылается на данные ГИБДД: из-за неудовлетворительного состояния автопарка в полтора раза выросли показатели аварийности на дорогах. Коллеги Кузнецова рекомендовали региональному парламенту направить проект соответствующего федерального закона в Государственную Думу. О том, стоит ли возвращаться к прежней системе проведения техосмотра, в интервью "Клопс.Ru" рассуждает юрист общественной организации защиты прав автомобилистов Петр Губенко.
- Петр, региональные депутаты предлагают вновь реформировать систему техосмотра. Стоит ли?
- Полтора года назад мы отказались от старой системы проведения ТО, когда этим процессом занимались органы ГИБДД. Связано это было с тем, что очень высокий уровень коррупции наблюдался практически во всех регионах России, талоны ТО продавали за полторы-две тысячи рублей. Именно поэтому было решено отойти от такой системы.
Сейчас пройти техосмотр водители могут в любой аккредитованной организации, где работают специалисты. Лично я не замечал с их стороны попыток продать диагностическую карту. Когда есть недостатки, водители их устраняют и получают на руки необходимый документ.
Один из основных доводов депутаты Областной думы – вернуть обязательный техосмотр. Так ведь он и сейчас является обязательным для тех, кто пользуется автомобилем. Другое дело, что контроль за прохождением процедуры ТО лег на страховщиков. Поэтому, на мой взгляд, органам прокуратуры и союзу автостраховщиков необходимо инициировать проверки и выявить нерадивых участников рынка, которые выдают страховые полисы без ТО. В этом вся проблема.
- А стоит ли поднимать вообще этот вопрос сейчас, ведь за год из 1300 ДТП всего семь произошло из-за неисправных транспортных средств?
- Довод депутатов, что, мол, прошел техосмотр – значит, с машиной ничего не произойдет, абсолютно необоснован. ТО - это разовая процедура (для водителей такси - каждые шесть месяцев). Машина может после техосмотра попасть в яму и получить неисправности. Нет прямой зависимости между процедурой ТО и состоянием машины, за которым собственники должны следить самостоятельно.
Семь аварий по сравнению с тысячью - это минимальная цифра. Более того, непонятно, в чем же заключалась техническая неисправность. Сейчас у сотрудников полиции есть возможности и основания прекращать эксплуатацию транспортных средств и привлекать водителя к административной ответственности, если у машины неисправны тормоза, рулевое устройство, сцепление и т д. Наверняка эти семь ДТП произошли не из-за того, что не было аптечки или не функционировал ремень безопасности на заднем сидении.
- Если законодательная инициатива калининградских депутатов получит поддержку, не произойдет ли так, что диагностические карты будут снова продаваться налево-направо?
- Мы уже наблюдали, как сотрудники полиции три-пять лет назад продавали талоны техосмотра. Об этом много писали, возбуждали уголовные дело. Знаю об этом не понаслышке, мне тоже поступали такие предложения. А теперь все вернется, ведь не важно, кто проводит техосмотр - частные компании или государственные, на коррупционную составляющую это никак не влияет.
- Надо ли как-то наказывать страховые компании, которые выдают страховые полиса без проверки диагностической карты?
- В основном выдают полисы без всяких проверок агенты страховых компаний. Но в любом случае страховые компании должны нести уголовную ответственность за выдачу полисов без проверки диагностических карт, потому что бывают существенные последствия от аварий. Вся проблема в контроле за страховщиками, но это не значит, что надо возвращать ГИБДД прямой контроль за выдачей талонов.