Фантастический роман "Странник" старшины Балтийского флота Сурена Цормудяна вошел в популярную книжную серию "Метро-2033". Один из самых популярных в России авторов в своем жанре ответил на вопросы "Комсомольской правды в Калининграде".
Помог...Сердюков
− Сурен, вы из семьи профессионального военного, сами почти 14 лет отслужили на флоте. Что заставило взяться за перо?
− Да, папа был офицером, поэтому пришлось помотаться по стране. Я родился во Владивостоке, через два года отца перевели на Камчатку. Там прожили девять лет, а потом полетели через всю страну в Калининградскую область. Здесь жили в Балтийске. В 1996 году меня призвали на срочную службу в армию. Попал в подразделение противопожарной защиты и спасательных работ Балтийского флота. Потом по приказу Сердюкова нашу команду сократили. Именно по этой причине я был уволен из вооруженных сил в 2012 году. Так Сердюков "сделал" из меня писателя (улыбается).
− Как попали в большую литературу?
− Тяга к писательству у меня была с детства. Мечтал когда-то написать продолжение книг Волкова "Волшебник Изумрудного города". Сочинял и в школьные годы. А всерьез начал работать в 2007 году как сетевой автор. Писал небольшие рассказы, потом решил поучаствовать в конкурсе книжной серии "Сталкер", он был приурочен к выходу новой игры. Я отправил свои рассказы "Черное солнце" и "Дичь". Рассказы конкурс не прошли. Тем не менее, один из них все же вошел в сборник. Именно "Черное солнце" стало моей первой печатной публикацией, что меня очень порадовало. Их опубликовали в сборнике "Сталкер. Чистое небо".
− Когда ощутили известность?
− В 2009 году я закончил роман "Второго шанса не будет" и примерно в это же время мне предложили с ним романом войти в популярную книжную серию "Метро- 2033". Я отказался, потому что у меня самостоятельная книга, и она не имела отношения к серии. Меня уговаривали, мол, вас никто не знает, поэтому никто не издаст. Но я понимал, что книгу придется переделывать, подстраивать под чужие условия. А это значит потерять себя. Поэтому я уперся. Тогда мне предложили написать роман специально для этой серии. И я его написал. Книга называется "Странник".
− То есть стали работать под заказ?
− Да. Но тема мне была интересна, писал быстро. Саму книгу Глуховского "Метро 2033" я читал, но от прочтения были местами определенные негативные эмоции. Например, про октябрятские звездочки, которые нужно накалывать на голых детей. Был в школе октябренком, и ничего такого в нашей октябрятской организации естественно не было. Напротив, было здорово! Не знаю, что творилось в голове автора, когда он это сочинял. Нет, понимаю, конечно, что это художественный прием такой. Но ведь найдутся читатели, которые поверят, что так и было.
Однако сама идея "Метро" мне показалась весьма интересной. Был рад, что мне выдалась такая возможность поработать в этом книжном проекте. На новый роман ушло около пяти месяцев. Книга вошла в 2010 году в тройку лидеров и до сих пор читатели серии "Метро" довольно часто вспоминают моего "Странника". Кстати, когда я писал этот роман, мне пришло предложение от питерского издательства издать книгу "Второго шанса не будет" двухтомником и, позже, толстым омнибусом – два тома в одном. Вот такая удача. И оба романа вышли в один день!
"Современная фантастика − сплошной кошмар"
− То, что в ваших произведениях присутствует ядерный антураж, возникают картины после апокалипсиса, как-то связаны с флотской службой?
− Наверное, некоторые черты характера накладывают отпечаток на выбор жанра. Мне хотелось поменять жанр, уйти от постапокалиптической фантастики. Раньше фантастика была наполнена взглядом в будущее, полным надежды и веры в это будущее. В детстве мы зачитывались книгами, где люди летали в космос, покоряли миры, прорывались к звездам.
Вспомним старый американский сериал "Стар Трек". Актер Патрик Стьюарт, который сыграл капитана звездолета, приводил такой пример. Ему написал письмо полицейский и благодарил за актерскую игру, за образ в кино. В жизни, на работе полицейский видел криминальные ужасы, мерзость человеческой натуры, а хорошее кино, в котором люди стали гуманней, давало надежду на лучшее будущее. И этот полицейский каждый вечер после работы смотрел "СтарТрек", чтоб хоть ненадолго уйти от действительности в светлое будущее. Сейчас же современная фантастика - сплошной кошмар: Земля в развалинах, радиация. Ну и я к этому перо приложил. Ведь сейчас такой жанр востребован и популярен. Это какой-то индикатор состояния общества.
− Вас знают читатели Москвы и Питера, но мало знают в Калининграде. Почему?
− Творческие люди, наверное, должны напоминать о себе. Вот посмотрите, один известный в России актер где-то напился, надебоширил, попал в новости, и об этом известно всей стране. Некий популярный писатель пишет странные вещи на своих страничках в социальных сетях провокационные штучки. На его страничке драка, но сам он в этом не участвует. Зато вниманием не обделен. Оставляет себя на виду у публики. Устраивать скандалы не в моем характере, я этого не делаю. Потому, наверное, и знают обо мне мало. Единственное, что делаю, при выходе моей новой книги, сообщаю об этом друзьям в сети. Надо сказать, что родные, друзья и сослуживцы рады моим творческим начинаниям. И все хотят, чтобы я подарил книгу. Бывало так, что я получал 5 рублей за экземпляр, а книги в подарок друзьям покупал в магазине по 300 рублей. Искусство требует жертв.
"С Лукьяненко знаком"
− Писательство теперь приносит вам стабильный доход?
− Я не считаю себя профессионалом, я пока еще учусь этому ремеслу, если так можно сказать. Но тогда это в один момент принесло хорошие деньги. Относительно тогдашней зарплаты военного - приличные. Не золотые горы, конечно же. Но, 2010 год, был последним годом, когда писатель в России мог так быстро прилично заработать. Дальше было хуже и хуже. У нашего обывателя такое мнение, что писатели очень богатые люди. Многие читатели, приходя в магазин, берут книгу, смотрят на ценник и полагают, что 350 рублей за книжку - это доход автора. Нет. Это даже не доход издателя, он, допустим, продал тираж по 80 рублей за экземпляр. 350 рублей - это цена, которую придумал магазин. Торговые сети, как хотят, так и накручивают. А от оптовой цены издателя автору отчисляется лишь небольшой процент.
− Как вы оцениваете ситуацию на отечественном книжном рынке? Похоже, тяжело не только писателям, но и издателям.
− Раньше я жалел издателей, а сейчас думаю, что разорятся они и это им поделом. Они ничего не делают. У нас 21 век, а они не делают ничего, чтобы подстраиваться под новые реалии, как-то эволюционировать. Многие издательства напоминают позднее бюро ЦК КПСС, старцев которые ничего не хотят менять. Идет медленное умирание, сетуют на плохие продажи, пиратский рынок и т.п. Нет рекламы, информационной поддержки. Даже обложку книги для анонса в интернете не все могут прислать!.
− Какие у вас отношения с коллегами по фантастическому перу?
− Дважды я был на "РОСКОНе" - это ежегодный конвент писателей-фантастов. Там встречались авторы, издатели, пресса. Там немного познакомился с Лукьяненко. Подружился с Алексеем Волковым – это известный в России автор, ветеран Афганистана, наш офицер, живет и творит в Литве. Были и другие интересные знакомства. Федор Березин, Андрей Ерпылев, Антон Первушин, Алексей Бобл и другие. Были на "Росконе" и молодые ребята, у которых хорошие и интересные идеи, как выйти из кризиса книжного рынка, как бороться с пиратами и уживаться с электронным форматом. Но здравые идеи у нас не готовы воспринимать те, кто может повлиять на ситуацию – это крупные издательства.
− Сейчас над чем-то работаете?
− Издатели меня демотивировали тем, что ноют: мол, сейчас книги не могут продаваться. Взял перерыв. Творчество в замороженном состоянии.
Недавно я познакомился с русским офицером, бывшим бойцом специального назначения. Он участвовал в первой Чеченской кампании. Сейчас живет в США в пригороде Лос-Анжелеса. Оказался моим читателем и сам вышел на связь. У него есть текст, он предложил превратить его в книгу, стать соавтором. Кроме того, он работает в американском кино – консультант по оружию и трюкам. Не исключено, что по этой книге снимут фильм. Будем надеяться.