Как правильно отмечать Христово Воскресение, стоит ли в этот день ездить на кладбище и как еще называют праздник Пасхи, в интервью "Клопс.Ru" рассказал руководитель информационного отдела калининградский епархии Русской Православной Церкви Михаил Селезнев.
- Самый главный вопрос, который очень часто задают нам наши слушатели, - связан с датой Пасхи. Она такая плавающая: если Рождество мы празднуем в один день, 7 января, то Пасха бывает в разные дни. С чем это связано?
- Это связано с особенностями календаря. Расчет Пасхи совершается по определенной формуле, и еще должны быть соблюдены некоторые условия. Пасха по церковным правилам всегда отмечается после весеннего равноденствия, после Пасхи иудейской, и в воскресенье. Учитывая все эти условия, и рассчитывается дата. Рассчитывается она заранее, на многие годы вперед, составляется некий календарь празднования Пасхи в каждом году. Поэтому получается, что каждый год по-разному, вот такая особенность.
- Что касается Великого поста перед Пасхой. Сейчас идет последняя неделя, последняя седьмица. В чем важность последней недели поста и какое он имеет значение?
- Перед тем, как Христос воскрес, происходили некоторые события, связанные с его последними днями земной жизни. В частности, это последние наставления ученикам, беседа с ними, затем известное предательство Иуды. В четверг вспоминается тайный вечер, когда Господь собрался на вечернюю трапезу с апостолами, учениками своими. Там благословил хлеб, дал им есть, вино дал пить, сказал: "Сие есть тело мое, сие есть кровь моя. Ешьте, пейте, сие творите в мое воспоминание, всегда, когда будете собираться".
Это является установлением таинства причащения тела и крови Христовых, которые совершаются на литургии и ныне. И вот уже после этого они вышли на улицу и пошли на то место, где, Иуда уже указал людям, которые пришли за Христом, что это он, поцеловал Христа. Его схватили. Дальше начинаются последние дни его страдания – его били, в конце концов пригвоздили на Крест, и он там умер. В пятницу вспоминается день смерти Христа на кресте, поэтому с утра не бывает служб, литургии, а накануне выносится крест, означающий распятие. После обеда в пятницу выносится так называемая плащаница. Это изображение Христа, уже снятого с креста и положенного в гроб. Во всех храмах делается импровизированная гробница, на которой эта плащаница лежит, и люди приходят, чтобы помолиться, приложиться, и она лежит до пасхальной ночи, когда Христос уже воскрес. Это дни, когда мы обращаемся к последним дням жизни Христа, его страданиям, его смерти. Суббота - это день, когда Христос пребывал еще в гробу, а душой спустился в ад.
В этот день еще освящают пасхальные куличи и прочее, что готовят люди к пасхальному празднику, ну и потом, в конце концов, все это подводит нас к главному событию. Казалось бы, трагедия - да, это была трагедия, это были страдания, реальная смерть но, с другой стороны, они послужили началом Воскресения.
- Отец Михаил, Пасха - это очень популярный церковный праздник. Однако всем известно об этом празднике, но немногие знают, как его правильно отмечать. Вот давайте немножко поговорим об атрибутах Пасхи, тех же яйцах, которые красят, куличах. В этот день многие ездят на кладбище, хотя я знаю, что церковь не рекомендует это делать, потому что для этого есть Родительский день.
- Праздник Христова Воскресения (называется еще он "Праздников праздник и торжество торжеств") - самое главное событие всего года. Оно не ограничивается одним днем, оно празднуется целую неделю. Это светлая Седьмица - 7 дней с Христова Воскресения, когда мы празднуем победу жизни над смертью. И думать о смерти, грустить совершенно неуместно в эти дни.
В эти дни не совершается поминовение усопших, и мы никуда не едем, ни на какие кладбища. А начиная с понедельника, следующего за пасхальной неделей, начинается поминовение усопших в храме, а более массовое - со вторника, когда отмечается так называемая Радоница. Вот тогда мы едем уже и на кладбище, чтобы там помолиться, порадоваться Воскресшему Христу. А эта традиция - ездить на Пасху на кладбище - на мой взгляд, пришла из советской эпохи. Храмы тогда были закрыты и люди хоть как-то пытались отметить Пасху. Может быть, они чувствовали себя спокойно, что там их никто не будет осуждать за празднование Пасхи. Что касается внешних атрибутов, пасхальные яиц, куличей, пасхи - все это является частью нашего земного бытия. Мы же люди, у нас еще есть тело, мы нуждаемся в пище, поэтому стараемся любой праздник, даже духовный, телесно тоже отметить. Собраться вместе с друзьями, с родственниками за праздничным столом. В этом ничего плохого нет, но все-таки не это главное, конечно же.
Главное - сама духовная сущность этого праздника, когда мы действительно празднуем реальную победу жизни над смертью. Пока только во Христе, ведь воскрес пока только один Христос. Да, понятно, что это был непростой человек, в нем было с одной стороны Божество в полной мере, но с другой стороны и естество человеческое, соединенные в одну личность. Но, тем не менее, человеческое естество воскресло, такого никогда не было в истории Земли. И вот это - начало, предисловие, всеобщее воскресение, о котором говорит Писание, то, когда Господь явится еще раз и все люди воскреснут, то есть он всех воскресит. Поэтому это уже не просто слово, это уже подтверждение, что свершилось первое событие, первое самое великое, и теперь мы живем и ожидаем. Для нас теперь смерти по существу как бы нет. Есть некое временное расставание тела и души, но мы знаем, что, в конце концов эта несправедливость будет потом устранена.
- Несколько дней назад состоялось так называемое Вербное воскресенье. Какое значение этот день имеет в череде событий, которые предваряют Пасху?
- Да, это воскресенье накануне Пасхи, Вербное воскресенье или Вход Господа в Иерусалим, так называется по-церковному этот праздник. Это событие, когда Христос на ослике въехал в Иерусалим. А в субботу перед Вербным воскресеньем отмечается воскрешение праведного Лазаря.
- Это так называемая Лазарева суббота?
- Да. Христос воскресил Лазаря, но он в конце концов умер. Во-первых, это было удивительно необычайно, а во-вторых, многие, как сказано, уверовали во Христа после этого. И когда он ходил в Иерусалим, то многие его ждали, думали - вот он входит, Царь Изралиев, на царство. Многие иудеи его принимали, как какого-то земного царя, пришедшего именно к ним для того, чтобы опят восстановить израильское царство, которое было в то время уже оккупировано римлянами. Когда люди поняли, что это не он, не тот, кого они ждали, то потом, они же кричали: "Распни его, распни!". Потому что они в нем разочаровались. Думали - земной царь, а он говорил: "Царствие мое не от мира сего". Им это было не понятно.