В открывшемся после ремонта "Тильзит-театре" жизнь бьет ключом. Не в последнюю очередь из-за прибытия в Советск Евгения Марчелли, благодаря которому скромный ТЮЗ когда-то снискал статус культового театра. После обоймы неудач на посту главрежа Калининградского театра Марчелли в 2010-м продолжил деятельность в качестве художественного руководителя Театра драмы им. Волкова в Ярославле. Тем не менее он сумел выкроить время и сейчас в родном "Тильзит-театре" завершил работу над постановкой пьесы Дороты Масловской "Двое бедных румын, говорящих по-польски".
Лаборатория имени Треплева
– Евгений, чем актуально для нас путешествие двух румын?
– Попробую обосновать. Это путешествие по Польше двух полусумасшедших, а как потом выясняется, вполне нормальных индивидуумов, которые пытаются обрести себя. Это трагикомедия об одиночестве человека в социуме и о его отчаянных попытках жить в гармонии.
– Постановка получается по-марчеллевски провокативной?
– (Смеясь.) В полной мере! Пьеса Масловской эпатажна по определению, в частности, в ней присутствует ненормативная лексика. Однако все это вполне драматургически обосновано.
– Нет ли у вас желания в дальнейшем периодически выпускать спектакли в "Тильзит-театре"?
– Сильно сомневаюсь. Я очень плотно занимаюсь Ярославским театром. В год ставим по пять спектаклей –так я работал 30 лет назад!
– Что располагает к таким рекордным показателям?
– Знаете, когда я приезжаю в Советск, всегда с грустью взираю на то, как живет театр. Уж больно бросается в глаза разница существования труппы здесь и там. А располагает прежде всего тот факт, что Ярославский театр – единственный из провинциальных коллективов, имеющий федеральный статус. Плюс получил президентский грант. Соответственно, он защищен финансово. Средняя заработная плата актеров – 45 тысяч рублей. И это невзирая на то, что в труппе 60 человек.
– Учитывая ваше тяготение к авангарду, как удается привлечь в театр широкого зрителя? Вспоминается реплика из одного вашего интервью: "Когда я работал в маленьком театре в городе Советск, мне удалось добиться главного: в театр перестали ходить зрители..."
– Да уж, такой черный юмор… Между тем в Ярославле у нас очень высокие показатели посещаемости, заполняемость зала – 90%. Мы даже перевыполняем план. Дело в том, что я соблюдаю некий жанровый баланс. Периодически приглашаем режиссеров, которые ставят вполне традиционные и при этом добротные спектакли. А для претворения в жизнь авангардных замыслов мы создали при театре лабораторную площадку "Центр Треплева". Назвали в честь великого, хотя и неудачливого экспериментатора Кости Треплева из "Чайки".
– А как воспринимаете деятельность удачливых авангардных столичных экспериментаторов – Кирилла Серебренникова и Константина Богомолова?
– Да я просто закоренелый консерватор перед ними! То, что делает Богомолов, это запредельно. К тому, что он делает, можно относиться по-разному, но, как бы там ни было, театр должен будоражить, давать эмоциональный ожог. Иначе все происходящее на сцене теряет смысл. То, что происходит в его спектаклях, мне кажется драматургически оправданным и никогда не наводит на мысль о "ничем не обоснованном проходе с голым задом".
– Ну как тут не вспомнить ваших калининградских "Дачников", где проход по сцене господина с голой "пятой точкой" вызвал немалый скандал!
– Да, проблемы были немалые. На меня подала в суд какая-то очередная организация борцов за нравственность, они и генеральному прокурору написали. Я думаю, что театр, даже эпатируя, создает разность мнений, заставляет театральную ситуацию бурлить. Иначе, как жлобское ханжество, я не могу охарактеризовать реакцию части калининградской публики.
Два карлика – безнадежность и отчаяние
– Я помню, с каким энтузиазмом вы в 2008 году возглавили труппу областного драмтеатра. Отчего, на ваш взгляд, не сложилось?
– У меня как-то с Калининградом удивительно не сложилось и внутри театра, и снаружи. Театр я нашел в плачевном состоянии. Его знаменем был спектакль "Номер 13", очень плохо сделанный. В театре труппа – 40 человек. Я выпустил с ними сразу две работы. Первым делом перенес сюда спектакль, который у меня когда-то в Омске получился – мне показалось, что он очень подходит политически, чтобы сразу выяснить отношения с городом: принимается мой хулиганистый почерк или же не принимается. Результат был налицо…
И я сразу понимаю, что эти люди хотят видеть музейный театр. Отчасти это можно объяснить: зритель уставший, приходит в театр для развлечения. Зритель испорчен сериалами низкого качества. А в театре предпочитают комедии, причем из серии "стоит дикая ржа". Неприятным сюрпризом стало и отношение к театру властных структур. Главную задачу определили так: зарабатывайте и сами как-нибудь делите заработанное. Иными словами, существуйте на само-окупаемости. Это абсурд, и нигде в мире нет подобного отношения к репертуарному театру. Театр – это роскошь, которая должна серьезно поддерживаться государством.
Хотя есть и позитив. Я доволен, что удалось организовать при театре центр молодой режиссуры. В его рамках экспериментировал Вячеслав Виттих, который теперь делает очень любопытные постановки.
– Над чем вы сейчас работаете в Ярославле?
– Над "Месяцем в деревне". Когда-то ставил это в Советске. Но изменился я, изменилась жизнь. Мне, кстати, предлагали поставить этот спектакль в питерском театре им. Ленсовета с Анной Ковальчук в главной роли. Но тогда в силу ряда причин этого осуществить не удалось, и моя задумка сделать спектакль о безумной любви долго оставалась нереализованной.
– Какова же она – безумная любовь в представлении Евгения Марчелли?
– Знаете, есть такая старая английская песня, автора уже не помню. Так вот, в ней примерно такая текстовка. Когда в дом постучится любовь, ты увидишь двух карликов. Один – безнадежность, другой – отчаяние. Но я советую тебе открыть дверь…