Калининградцы смогут платить даже меньше 15 рублей за поездку в автобусе после оптимизации транспортной схемы и введения единого электронного билета. Об этом и многом другом в интервью "Клопс.Ru" рассказал глава некоммерческой организации "Калининградский региональный транспорт" Владимир Гренц.
− Владимир Константинович, в последнее время активно обсуждается система внедрения единого билета в общественном транспорте. Насколько транспорт Калининграда готов к нововведениям, и чем это обернется для пассажиров?
− То, что нововведение назрело, очевидно для всех: и пассажиров, и перевозчиков, и властей. Городской транспорт сегодня функционирует не совсем верно. И порядок надо наводить современными способами и методами. Как раз для этого и существует система электронной оплаты проезда. Для пассажиров станет только лучше, не надо держать в карманах постоянно мелочь.
− Цена поездки при этом вырастет?
− По нашим данным, с внедрением новшества не должно произойти увеличение стоимости проезда. Ведь, чтобы ввести данную систему, необходимо оптимизировать маршрутную сеть, исследовать пассажиропотоки и выяснить, где наибольшее количество пассажиров, выяснить какой транспорт нам нужен, выяснить количество этого транспорта. Очевидно, что сейчас избыточное количество транспорта у нас в городе, и получается, что автобусы ходят полупустыми часто, а троллейбусы и трамваи еще чаще, а этого быть не должно. Саму систему нужно сделать так, чтобы была лояльность к покупателям карты оплаты проезда. Для тех, кто покупает несколько поездок сразу, поездка должна стать дешевле, нежели для тех, кто оплачивает наличными единичное путешествие.
− То есть можно ли сказать, что проезд станет для покупателей многоразового билета менее 15 руб. за поездку?
− Теоретически это возможно, и даже так должно быть. Чем больше человек покупает поездок, тем дешевле.
− В 2005 году "Светловские линии" уже пробовали внедрять систему электронного билета, но просуществовав недолго, проект закрылся. Почему не получилось этого сделать тогда и не ждет ли провал калининградских транспортников такое же будущее?
− Система тогда неплохо работала, но дело в том, что "Светловские линии" работают в пригороде, там нет единого тарифа, там установленная сетка тарифов, то есть пассажир платит за каждый пройденный автобусом пассажирокиллометр. И возникла проблема снимать с карточки разные суммы в зависимости от расстояния. В одном взятом городе это очень хорошо получится, так как будет фиксированная плата за проезд. Вторая причина – в "Светловских линиях" такая карта была введена в рамках одного автопарка, тогда как в Калининграде это произойдет на всех маршрутах.
− Останутся ли кондукторы при новой билетной системе?
− Хотел бы отметить, что если на первом этапе еще работа будет с кондукторами, то на следующем система самостоятельно будет считывать информацию с карт пассажиров, без участия кондукторов, произойдет оптимизация расходов.
− То есть в перспективе будут введены турникеты как в московском транспорте?
− Я не знаю какую систему примут власти Калининграда, может быть, обойдемся без турникетов, но тогда как в Санкт-Петербурге придется оставлять кондукторов. На мой взгляд, как профессионала, оставить кондукторов следует только на каком-то переходном этапе.
− Мы неоднократно слышали мнение городских властей по поводу введения электронного билета, а что думают об этом автобусные компании?
− Перевозчики по-разному реагируют. Кто-то вообще выступает за сохранение действующей системы оплаты проезда, но те, кто думает о будущем, понимают, что без электронной системы не обойтись. Ведь помимо всех вопросов со сдачей выручки, есть еще один немаловажный момент – взаимодействие с пассажирами. С введением электронного билета никто не сможет нахамить людям, не будет конфликтов. И потом, для хорошего предприятия это будет выгодно тем, что они будут работать по заказам: не будет гонок, к тому же не будут получать штрафы за уход с линии. Уходить им будет невыгодно, работать будут от начала до конца, так как именно за фактический пробег автокомпании и будут получать деньги.
− Благодаря этой системе получится, наконец, обновить подвижной состав?
− Вопрос обновления парка лежит в плоскости политики предприятий. Даже сегодня у некоторых перевозчиков с этим проблем нет. Есть компании, где парк обновляется регулярно.
− Коснется ли введение единого билета межмуниципального транспорта?
− Вполне возможно, технических сложностей нет. Все будет зависеть от заказчика перевозок.
− А маршрутки будут включены в систему единого билета?
− Мне кажется, маршрутные автобусы надо вообще сокращать. Они не должны быть там, где может пройти автобус. Сейчас их в городе очень много. Маршрутки не должны, как транспорт, развиваться. Но в любом случае они должны быть интегрированы в новую систему оплаты.
− Как вы относитесь к введению рельсобуса с ул. Киевской? Некоторые перевозчики считают запуск поездов в городе неправильным решением.
− Действительно, кто-то высказывается скептически по данному проекту. Лично я думаю, что будет хорошо, если поедет рельсобус. Если эта услуга станет востребованной, она имеет право на жизнь. Однако, сейчас насколько я понимаю КЖД требует огромных денег с властей города за этот транспорт. Если он будет самоокупаться, то почему бы и нет. Если мэрия Калининграда будет вкладывать средства на каком-то этапе − тоже нормально, но в перспективе транспорт должен выйти на самоокупаемость. Перевозчики выступают против постоянных дотаций ж/д транспорта. Почему, например, трамваи не запустить дополнительные и их не спонсировать?
Вообще в городе не хватает здоровой конкуренции в сфере транспорта. Я имею ввиду не гонки между автобусами, а участие в розыгрыше маршрутов. Там перевозчики должны предлагать лучшие условия и потом их исполнять.