Директор уникального учебного заведения, калининградской начальной школы – детского сада №72, Елена Лебедева рассказала в интервью "Business FM – Калининград" о том, на что нужно обратить внимание родителям будущих первоклассников.
– 1 марта начался прием в первые классы, который вот уже второй год осуществляется по территориальному признаку. Здесь много дискуссий. Некоторые считают, что это нарушает права родителей на выбор учебного заведения, другие уверены, что все школы должны развиваться, иметь свой контингент. Вы какую позицию занимаете в этой дискуссии?
– Вопрос очень важный и очень интересный. Наверно, стоит немножко успокоить родителей и детей: все пойдут в первый класс, все найдут своего самого лучшего в мире учителя. И наверно, не надо волноваться, что не найдется места в той школе, которую вы выбрали. Может быть, стоит присмотреться к школе, которая рядом, и она окажется самой лучшей. Невозможно по номеру школы или по "бренду" определить, насколько комфортно там будет вашему малышу.
– На что бы вы посоветовали обращать внимание родителей?
– Я бы советовала, прежде чем написать заявление о приеме, привести в школу своего малыша. Чтобы он прошелся по школьным коридорам, посмотрел на учителей и ощутил атмосферу этой школы. У наших будущих первоклассников - воспитанников детского сада такая возможность есть. И от этого им очень комфортно, они идут в школу адаптированные и спокойные.
– А насколько важен выбор учителя?
– Мне кажется, очень важно, чтобы ребенок хотя бы недолгое время смог пообщаться с педагогом, чтобы почувствовать, ваш ли это человек. Иногда ребенок и учитель могут не походить друг другу по темпераменту. Но я думаю, если родители и педагоги изначально понимают, что они по одну сторону баррикад, что они за ребенка, то обязательно найдется общий язык.
– Насколько хорошо подготовить ребенка к школе? Многие родители пускаются во все тяжкие – водят ребенка к репетиторам, заставляют учиться писать, читать и считать…
– Подготовить ребенка к школе – важно. Но то, что зачастую принимают за подготовку, может быть и не есть сама подготовка, а некое натаскивание. Потому что умение ребенка читать и писать – это еще не подготовленность к школе. Подготовленность – это желание ребенка учиться, его мотивация и взросление. Маленький человечек должен понять, что в его жизни наступила новая стадия, что он ученик, и должен этого хотеть.
– А как быть родителям, чьи дети не посещали детские сады и не готовы к школьному социуму? Это проблема?
– Да, это проблема социализации для ребенка. Пройдет время, прежде чем он научится просто жить в детском коллективе. Хорошо, если бы родители нашли возможность в эти оставшиеся месяцы походить на подготовительные курсы в ту школу, которую они выбрали, или пойти в группу краткосрочного пребывания, открывающиеся в большом количестве в детских садах.
– Простой вопрос: нужно ли уметь читать?
– Это здорово, если ваш ребенок умеет читать, но это не главное. Все обязательно рано или поздно этому научатся.
– Вы руководите уникальным учреждением, где дети ходят в детский сад, а потом "через стеночку" переходят в первый класс. За пять лет школа поднялась с самых последних мест в рейтинге до невиданных высот. Чья это заслуга?
– Действительно это так: четыре года назад наше место в рейтинге было 151-е. А сейчас мы первые в городе по начальной ступени вот уже два года и третьи в регионе. Трудно выделить кого-то отдельно. Это огромная заслуга педагогического коллектива. И ничего бы не получилось, если бы нас не поддерживали наши прекрасные родители. И надо сказать комитету по образованию, который придумал такое интересное сочетание - школа плюс детский сад. Для того, чтобы так работать, нужно, чтобы родители привели к нам своих малюток в три года, и тогда к первому классу будет и доверие, и понимание, и будут победы, и все получится.
– При очевидных плюсах такого синтеза есть минус – что дальше? Об этом сейчас задумываются родители четвероклассников.
– Конечно, мы ни в коем случает не оставим наших учеников на пороге пятого класса. Все решено и продумано. Распоряжением комитета по образованию к нашей школе прикреплена школа №10, есть договоренность с 49-м лицеем, который также принимает наших выпускников. Выпускники прошлого года продолжают свое обучение в этих школах, мы отслеживаем ух успехи, они прекрасно адаптировались.
– Часть родителей готова платить за определенные дополнительные сервисы в школе – продленку, интересные кружки. Другая часть родителей категорически против любых, как они выражаются, «поборов». Вы какую здесь занимаете позицию?
– Я уверена, что у родителей должна быть возможность выбора. В нашей школе, например, продленка до шести часов вечера совершенно бесплатна. Единственное, за что должны платить родители, если они не относятся к льготным категориям, - это питание. Те родители, которым наш перечень дополнительно бесплатного образования покажется недостаточным (хотя он очень богат), могут выбрать что-то из списка платных услуг или предложить на платной основе что-то еще. Поэтому никаких острых вопросов по поводу того, что называют поборами, у нас никогда не возникает.
– То есть у родителей должна быть возможность заплатить за присмотр?
– Я совершенно в этом уверена. Но я бы оговорилась – не за то, что ребенок "был присмотрен", а за какие-то дополнительные услуги. Не все могут заплатить, но это не зн6ачит, что дети должны быть лишены возможности получать дополнительные образовательные услуги.
– Деньги, которые вы заработали, остаются в школе?
– Да, мы являемся автономным образовательным учреждением, поэтому эти деньги, за вычетом налогов и других отчислений, идут на оплату труда педагогов и при обретение пособий и так далее.
– Классическое школьное образование сегодня видоизменяется. Первоклашки учат стихи Саши Черного, участвуют в вебинарах, учат по три иностранных языка. Готовы ли к этому родители дети и педагоги?
– Здесь опять-таки вопрос доверия родителей к педагогам. Если мы изначально единомышленники, проблем не будет.