С июля 2014 года тарифы на холодную воду в регионе вырастут на 4,5%. Об увеличении счетов за коммунальные платежи и о попытке общественников их контролировать в интервью "Клопс.Ru" рассказал руководитель рабочей группы Общественной палаты Калининградской области по ЖКХ и энергетике Сергей Шерстюк.
− Вы заявляли, что региональные власти увеличат тарифы на воду, отопление. Какое грядет увеличение?
− Каждый декабрь является знаковым, потому что именно в этом месяце устанавливаются тарифы на следующий год. Платить по-новому калининградцы начнут уже с июля 2014 года. Я как представитель Общественной палаты присутствовал практически на каждом заседании по установлению тарифов на электроэнергию, на отопление, на холодную и горячую воду. Надо сказать, что у меня сложилось безрадостное впечатление от этих обсуждений. Если при бывшем начальнике службы по тарифам еще был возможен диалог и обратная связь, то сейчас его нет.
Тариф на холодную воду вырос почти на 4,5%. Мы стали разбирать его состав, и были очень удивлены. Выяснилось, что МУП "Водоканал" включил в тариф 26,8% своих потерь. Чиновники просто захотели повесить дополнительное ярмо на калининградцев.
Еще более ужасающая картина по теплу. Я не представляю до сих пор, как можно было провести такую незаконную процедуру. Стоимость тепла для Калининградской области устанавливает Федеральная служба по тарифам (ФСТ), согласно их данным, рост на тепло не должен превышать 4,5%. Однако когда мы утверждали тариф на тепло для «Калининградтеплосети», то рост составил почти 10%. Почему? Комиссия посчитала, что предыдущий состав региональной службы по тарифам неправильно рассчитывал тариф для "Калининградтеплосети", существенно занижая его. Чтобы закрыть «дыры» нынешнее руководство вышли с ходатайством на ФСТ, чтобы увеличить тариф.
− Почему так происходит?
− Если вернуться немного в прошлое, в середину 2013 года, когда активно шли судебные тяжбы между МУП "Калининградтеплосеть" и правительством Калининградской области. Иски выставлялись за просчеты в работе службы по тарифам. Сначала их сумма составляла 200 миллионов, потом 400 млн, сейчас долги достигли 600 млн. Была попытка урегулировать этот вопрос между первыми лицами города и области, но совещание было закрытое, и нам остается только догадываться, о чем они там договорились.
− По сравнению с другими регионами рост намного выше?
− Если сравнивать наш регион с другими, то все тарифы на горячую воду, на отопление и на газ у нас выше почти в два раза. Чем мы отличаемся от Новгорода, Пскова, от Ленинградской области? У нас такие же дома, только в отличие от них у нас гораздо лучше климатическое условия. Раз у нас теплее зима, то и тариф должен быть ниже, потому что температура входит в отчетную формулу. Если в других регионах рост тарифов ограничен 6%, то у нас рост гораздо выше.
− Вы отправляете предложения по улучшению ситуации в Думу, правительство. Что-нибудь меняется, какая-то реакция следует после ваших обращений?
− К сожалению, обратной связи от правительства региона нет: ни от Думы, ни от правительства. У нас односторонняя связь. К сожалению, при некоторых положительных моментах, власть никак не реагирует на предложения общественников, наши предложения не рассматриваются.
Например, мы два года назад провели общественную экспертизу теплового графика, по которому работает "Калининградтеплосеть". Выяснилось, что порядка десяти лет назад, они перешли на пониженный температурный график, не 150/90, а 110/70. Прямая подача стала на сорок градусов ниже, а значит, меньше тратится топлива, и тариф, соответственно, должен быть ниже, но об этом почему-то никто не говорит.
Если в дальнейшем не будет никаких действий, то Общественная палата оставляет за собой право обращаться в прокуратуру, председателю правительства России и напрямую президенту.
− Вопрос об общественном контроле за коммунальной сферой в свое время поднимал Путин. По его указу в регионах появились центры контроля, Путин говорил, что финансирование центров ляжет отчасти и на плечи властей. У нас "Региональный центр общественного контроля", директором которого вы являетесь, оказывает, в том числе, и коммерческие услуги. В этом нет противоречия?
− В Указе президента поясняется, что центры общественного контроля создаются с целью контроля за деятельностью коммунальных предприятий, за качеством предоставляемых услуг и тарифами. Кроме этого, мы контролируем управляющие компании, просвещаем и консультируем граждан.
Да, согласно поручению президента, правительство Калининградской области должно финансово поддерживать нашу деятельность, но они этого не делают. По некоторым вопросам мы контролируем министерство ЖКХ и ТЭК, а они этого не хотят. Для нас единственный выход: либо благотворительный взнос, либо включение в бюджет, либо получение грантов. Получить грант мы сможем только, когда нам исполнится год.
Во многих других регионах подобные центры оказались "карманными": они либо легли под какой-то муниципалитет, либо продались какой-то партии.