На минувшей неделе в дискуссионном клубе "Калининградский блог-пост" состоялась встреча с телеведущим "Первого канала", журналистом и общественным деятелем Максимом Шевченко. В рамках мероприятия была организована встреча с блогерами и представителями национальных диаспор. Шевченко презентовал книгу "Сквозь мутное время" и пообщался с калининградцами. Заявленной темы "Дружба народов против толерантности" Шевченко коснулся лишь вскользь.
Зато в интервью корреспонденту "Клопс.Ru" телеведущий рассказал о врагах России; о том, почему рад передаче немецких кирх в Калининграде Русской Православной Церкви, и почему Россия должна "хранить" Кавказ.
– Максим Леонардович, вы являетесь редактором интернет-портала "Кавказская политика". Почему тема Кавказа становится главной и проходит через всю вашу деятельность?
– Прежде всего, я русский православный человек, который выступает за то, чтобы Россия развивалась как демократическая сильная свободная, но все-таки империя.
После "катастрофы" 1991 года нам в назидание остались представители, как минимум пяти цивилизаций. В составе России есть регионы, которые на 90% исламские: это Чеченская республика, Ингушетия, Дагестан. Есть регионы, половина населения которых исповедует буддизм, это Тыва и Хакасия, и так далее. Наша "разность" требует сильного государства. Я занялся теми аспектами национальной политики, решение которых позволит создать сильную и могучую страну с имперским политическим укладом: единый закон, единое государство, единая власть, но разный цивилизационный, культурный, религиозный уклад.
Враги России – сторонники неолиберального западного пути. Они хотят отделить Кавказ, отделить другие дотационные регионы, оставить только крупные мегаполисы, привязанные к местам добычи нефти и газа. Я занимаюсь кавказским вопросом, который позволит создать сильную могучую федеративную Россию, в которой будут жить разные народы, сохраняющие свои национальные обычаи и религиозные традиции.
– В одном из интервью вы сказали: "Власть запрещает носить религиозную атрибутику в школе, а я буду бороться до конца за право людей носить крестики, кипы или хиджабы". Вы считаете, что в современной России, в светском государстве, это возможно?
– Я считаю, что исповедование своей религии и возможность заявлять об этом публично – это неотъемлемый аспект человеческой свободы. Неолибералы, "приглаживая" и делая всех одинаковыми, не выделяя религий, воспринимают веру как интимные переживания. Но народ долгие годы боролся за свободу исповедания, она была одним из мотивов народных восстаний. Мне кажется, что возможность называть себя православным, католиком, мусульманином или неверующим, это право человека.
Я – противник неолиберального тоталитаризма, который приравнивает религиозное чувство к извращениям: гомосексуалисты, ну неважно, например, филателисты, велосипедисты и православные, мусульмане, это якобы одно и то же.
– По последним соцопросам "Левада-центра", 8% россиян положительно отнеслись бы к автономии своего региона. Калининград часто называют потенциальным регионом с сепаратистскими настроениями, вы с этим согласны?
– Не слышал ничего такого, это выдумки! Эта тема для Калининграда совсем не актуальна. Не совсем понятно, русские от русских будут отделяться?
Я выступаю за то, чтобы регионы имели широкое право на определение своего самосознания, ведь если Чеченская республика имеет право быть Чеченской, то Калининградская тоже имеет право быть родиной Канта, в конце концов. Правда не знаю, сколько учащихся школ в Калининградской области изучали "Критику чистого разума" Канта. Мне кажется, что это могло бы стать отличительной чертой региона, но свою "инаковость" надо уметь сформулировать, у меня вопрос к жителям вашей области, вот вы ее сформулировали? Чем калининградцы отличаются от других россиян, кроме того, что отрезаны от России Литвой, ну и кроме того что здесь развалины немецких зданий до сих пор не восстановленные…
Калининградская область – это трофейные обломки Восточной Пруссии, наш законный трофей, земля, взятая в бою.
– Вы в одном из интервью негативно отозвались о тех политиках, кто стремится уехать за границу или отправить туда детей. Мэру Калининграда тоже ставят в упрек то, что он имеет недвижимость за границей. Почему Сноуден и Депардье стремятся в Россию, а наши наоборот пытаются подготовить пути к отступлению?
– Я считаю, что должностное лицо не имеет право приобретать за границей имущество, это способ оказывать на него давление. Действующий политик или человек, находящийся на госслужбе, не имеет права приобретать недвижимость за рубежом, а приобретенную недвижимость внутри страны он обязан представить декларацию, на какую зарплату он приобрел имущество стоимостью, например, в пять миллионов долларов.
Вопрос, как эти деньги были заработаны, и откуда взяты. Если бизнес был до прихода на госслужбу, то вопросов нет, однако если выясняется, что эти деньги появились в ходе работы, я считаю, что это повод для служебного расследования
– В Калининграде кирхи передали в собственность РПЦ, это решение общественность очень бурно обсуждала. Калининградская епархия заявляла, что "большинство жителей причисляет себя к православию", и поэтому церкви необходимы новые помещения. Как вы считаете, правильным ли было решение передать кирхи Русской Православной Церкви?
– Начнем с того, что это никакие не кирхи, а всего лишь здания, которые когда-то были ими. Кирхи - это лютеранские церкви, а лютеранская церковь Германии бежала из этих земель вместе с немецкой армией в 1945 году и оставила эти здания нам, поэтому мы вправе использовать эти здания как трофейные. Мы вправе их использовать так, как считаем нужным. Слава богу, что они переданы под православные храмы.
Неважно, что они по форме напоминают кирхи. Считайте, что это никакие не кирхи, а русские православные храмы особой конструкции, которые напоминают здания традиционной немецкой архитектуры. А все эти волнения и обсуждения – это прости движение души прозападных интеллигентов, которые хотят лишний раз задеть и оскорбить РПЦ.