13:01

На месте Дома Советов лучше всего посадить розы

  1. Интервью
В Калининграде прошел архитектурный форум, на который съехались специалисты из городов России и Европы. Архитекторы собирались для того, чтобы в очередной раз обсудить и решить, каким должен быть центр Калининграда. Речь идет о проекте "Сердце города" и о концепции развития территории исторического ядра Калининграда-Кенигсберга.
 
Особенно обсуждаемой на форуме темой стала потребность Калининграда в пространствах для пешеходов. Говорил об этом и главный архитектор города Вячеслав Генне, и гости из Германии и Швеции. Одной из тех, кто участвовал в дискуссии, стала заслуженный архитектор России, член экспертного совета при главном архитекторе Москвы Зоя Харитонова. Она – представительница старой школы столичных архитекторов. Известна прежде всего, тем, что в свое время спроектировала пешеходный Арбат. Арбат с его толпами пешеходов, с букинистическими магазинчиками и рядами ретро-фонарей - это ее детище. С тех пор Зоя Харитонова считается экспертом по части пешеходных зон и открытых городских пространств, где можно гулять, встречаться, отдыхать, пить кофе. И главное все это – без автомобилей.



"Нужно бороться за историческую застройку"

 

- Пешеходные зоны – один из ваших профессиональных принципов?

- Да. Случилось это достаточно неожиданно для меня. Я занималась проблемой сохранения исторической городской среды в Москве и ее развитием внутри Садового кольца. Я внимательно изучала большой участок города, историю застройки и людей, которые жили в районе Арбата. Вдруг стало ясно, что Арбат может быть пешеходным. Несколько лет, с 1975 по 1983 год, я доказывала это городским властям. Я бала главным архитектором проекта пешеходного Арбата. Все это делалось под покровительством главного архитектора города Михаила Михайловича Посохина. Он проработал в своей должности с 1960 по 1982 год. Очень мудрый человек. Он построил Кремлевский Дворец съездов. Но и он же выстроил Новый Арбат и снес там часть застройки под это.
 
Хотя Новый Арбат это была даже не его идея. Это была реализация сталинского генплана. В том генплане 1935 года была проведена эта прямая линия в сторону Кутузовского проспекта и до Кремля. Магистраль должна была быть въездной для правительства. Когда Хрущев был генеральным секретарем, и он хотел ехать в Кремль именно так. Он настойчиво потребовал пробить ему дорогу. Сталин, когда выезжал, ездил через Арбат и не требовал новой магистрали. А Хрущев потребовал, чтобы широко въезжать в Кремль. Он даже хотел подломить часть кремлевской стены, чтобы не разворачиваться. К счастью этого не случилось. Он ушел, не успели.

Так вот на Посохина после его работы с Новым Арбатом посыпались шишки со стороны москвичей. Главная претензия была в том, что он снес старые дома и переулки. Так что когда он увидел, что мы можем вдруг заняться возрождением старого города, он очень это приветствовал. Участвовал и наблюдал, всячески опекал нашу работу.

Проект пешеходного Арбата был сделан в 1975 году. И с тех пор пришлось пройти множество государственных экспертиз. Мой Арбат - это старая улица, которая как была Иваном Грозным определена шириной 20 метров, так и осталась. Там очень коротенькие дома, стоят вплотную один к другому. Это когда-то были домовладения стрельцов. Эта нарезка домовладений существует до сих пор, что очень ценно.

- Почему решили сделать Арбат пешеходным?

- Город начал сильно разрастаться. Я сама строила микрорайоны на границе с МКАдом. Там поселились миллионы людей. Старый город был тогда заброшен. Ветхий, он почти падал. Сносить или нет – тогда это решалось очень легко. Но москвичи восстали, когда снесли уже часть старого города под Новый Арбат. Организовали всероссийское общество охраны памятников - чиновничье управление охраны памятников. Но именно благодаря жителям города все это обрело силу и держится до сегодняшнего дня. Поэтому я говорю, что в Калининграде нужно обязательно советоваться с людьми. Они грамотные, они поняли, что ценно, а что приходящее. Всем хочется прикоснуться к истории, поэтому я призываю калининградцев бороться за историческую застройку, за брусчатку. И особое внимание нужно уделять пешеходным зонам. Когда я работала над Арбатом, параллельно шла работа над Столешниковым переулком, над Кузнецким мостом, над Климентовским переулком. Они только недавно стали пешеходными зонами. Но понимали и планировали это тогда, в 1975 году.



Дверь через каждые 10 метров


- Архитекторы и чиновники любят это словосочетание «пешеходная зона». А что это такое?

- Я изучила множество европейских пешеходных зон, специально для этого ездила в Европу. Пешеходные зоны случились в 1950-е годы, особенно в Германии. Там буквально каждый город, восстановленный после войны, обретал пешеходные зоны. За рубежом на эту тему издавали много журналов и книг. В частности болгарский архитектор Буга, я с ним потом познакомилась, делал расчеты и методику пешеходных зон.

Ведь совсем не просто не пустить машины и начать ходить пешком. Есть определенные правила. Первое - попадание в пешеходную зону. Я буду ставить в пример Арбат. Его длина 1200 метров, с одного конца метро Арбатская, с другого – Смоленская. Человек выходит с одной станции, проходит и снова спускается в метро и едет дальше. Удобно.

Второе – ее функциональное наполнение. Мы изучили функциональную историю Арбата, с 1850 до 1900 года. Потом мы предлагали, чем наполнить улицу. Закон был такой – каждые 10 метров должна быть дверь. В которую вы войдете и получите какую-то услугу: сувениры, букинист, ноты, мороженое, кафе. Это очень важно. Продовольственная кишка во всю длину пешеходной зоны не нужна никогда. Это правило улицы определили еще немцы.

Третье – мертвых зон быть не должно. У нас на Арбате есть одна беда – военный суд. Красивейшее, хорошо сохранившееся, но для всех пешеходов оно мертво.

Четвертое правило – смотрим под ноги. Мощение должно быть продумано. Арбат замощен камушком размером 10 на 20 сантиметров. Все детали должны быть продуманы, в том числе исторический дизайн.



Про брусчатку


- В нашем случае в Калининграде можно использовать во всех пешеходных зонах историческую брусчатку?

- Можно и нужно, но осторожно. Укладывать ее нужно на хорошо подготовленную основу. Я гуляла по парку около Кафедрального собора – там очень красивое мощение, классический традиционный рисунок. Правда, ходить по нему не так легко, порой не удобно. Легкая изморозь, камни покрываются ледяной корочкой, гранит же хранит в себе холод. Но хороша песко-бетонныя плитка, она гидроскопична, то есть пропускает сквозь себя воду и быстро сохнет. Ее успешно используют и в Мюнхене, и в Будапеште.

- Чем можно украсить пешеходную зону, наполнить ее деталями?

- Красивые фонари, скамейки – люди хотят присесть и глазеть вокруг. Фонтаны. Но есть секрет – если сделать просто чашу с водой, то летом будет замечательно и красиво. Но зимой она наполняется грязным снегом. Фонтаны лучше делать со скульптурной группой, фигурой человека или животного, которая зимой будет украшать место. Маленькие городские скульптуры интересны людям

- Деревья - это обязательное условие?

- Если пешеходная зона широкая, можно и деревья посадить. Но часто это невозможно из-за того, что внизу проходят городские коллекторы.

Я только что вернулась из Флоренции. Причем, сначала была там в марте и не видела ни одного зеленого листка, еще ничего не распустилось. Но сейчас город утопает в зелени – стоят очень красивые большие глиняные горшки и в них зелень, цветы. Этого хватает, создает уют.



"Это бесчеловечное здание"


- Вы высказались за снос Дома Советов.

- Дом Советов – здание бесчеловечное, я бы его снесла. Пропорции не найдены, в этом строении нет интереса и чего-то, что достойно сохранения. Это просто кубик, свидетельство судьбы, угрюмое лицо. В нем я вижу очень типичный образец тяжелого советского архитектурного периода. И я знаю институт, где это проектировалось, я знала этого архитектора-автора. Тогда проектировали вещи, далекие от человека и делали их из железобетонных тяжелых стоек и балок. А ведь архитектура может быть гибкой и летящей.

Может быть, это место нужно использовать под городские функции. Там же совершенно ничего нет на этой площади, забежать некуда – я попыталась найти сувенирный магазин. Там только транспортная развязка и какое-то убожество в виде палаток под названием «Старая башня». На месте Дома Советов можно, наконец, посадить розовый или сиреневый сад.