До 95-летия со дня рождения Александра Солженицына остается меньше месяца (писатель родился 11 декабря 1918 года), и по всему миру уже стартовали различные акции, посвященные этой дате. Калининград не остался в стороне: у нас прошла конференция «Александр Солженицын в диалоге со временем», на которой выступила кандидат культурологии, председатель регионального общественного Фонда культуры Нина Перетяка. В интервью «Комсомолке» она проилила свет на некоторые малоизвестные факты биографии писателя.
Вызвали с передовой и арестовали
− На конференции вы рассматривали роман писателя «Август Четырнадцатого». В историческом произведении показаны трагические события на территории Восточной Пруссии. На этой войне был отец писателя?
− Да, «Август Четырнадцатого» связан с Восточной Пруссией, по которой в Первую Мировую войну прошел его отец - подпоручик Гренадерской артиллеристской бригады Армии Самсонова, кавалер трех орденов. Солженицын всегда искал нравственный путь к душе отца, к жертвенному походу генерала Самсонова в Восточной Пруссии. В образе Сани Лаженицына - его отец. Трагедия Самсонова, человека бесспорной честности, преисполненного тревоги за царя и Россию воссоздана в романе сразу и как военное поражение, и как непоправимый нравственный обвал. Здесь начинается скат истории, в конце которого для России – судьба Византии. Может быть, вообще этот несчастный поход - даже некое знамение, пролог целой серии несчастий. И так распорядится судьба, что спустя много лет Солженицын пройдет теми же местами в Восточной Пруссии.
− Честно, была удивлена, когда узнала, что писатель дважды был на территории Восточной Пруссии. Первый факт был отчасти известен – капитана Красной армии, арестовали товарищи из военной контрразведки во время Восточно-Прусской операции зимой 1945 года за высказывания против Сталина.
− За несколько дней до ареста Солженицын командовал батареей звукоразведки дивизиона Севскоречинской бригады 48 Армии Второго Белорусского Фронта. Батарея попала в окружение. Но Солженицыну удалось без потерь вывести людей и технику из котла. Это было на сегодняшней территории Польши, близ Ольштына. Вскоре после этого капитана срочно вызвали с передовой и арестовали.
- А вот второй случай появления писателя на бывшей прусской территории нам был неизвестен до сих пор.
− В Прибалтике после войны Солженицын бывал не раз, а в 1968 году решил посмотреть на Кенигсберг, до которого не дошел из-за ареста. О городе и его штурме ему много рассказывали его сослуживцы. Совершил он свою поездку сюда на своем автомобиле, побывал на Куршской косе, в Светлогорске, Зеленоградске, осмотрел форты в Калининграде. Путешествие это никак и нигде не отмечено. Он здесь ни с кем не встречался, даже с местными писателями. Александр Исаевич проехал инкогнито по области и через Палангу отправился в Ригу. На польской территории побывать в ту поездку не удалось.
В 1992 году калининградский журналист Юрий Шебалкин повторил путь по военным дорогам Самсонова и Солженицына. Он написал, что 78 лет назад в горящий город Найденбург, ныне польский город Нидзица, въезжал генерал Самсонов, 31 год спустя здесь был капитан Солженицын. Но поиски следов писателя на этой земле тогда результата не дали. И только сейчас пребывание Александра Солженицына на территории нашей области нашло реальное подтверждение. На мое счастье Галина Андреевна Тюрина, кандидат исторических наук, заведующая отделом по изучению наследия писателя - Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына в Москве, подтвердила: «Да это было так». Надеюсь, что нас ждут интересные открытия, когда будут расшифрованы и раскрыты фотоматериалы писателя, могут найтись какие-то фотографии его пребывания в Калининграде в 1968 году.
Кенигсберг был заветной точкой
− Второй «восточно-прусский» визит писателя был сопровожден слежкой? Вроде как в конце 1960-х - начале 1970-х годов в КГБ был создано специальное подразделение, занимавшееся исключительно оперативной разработкой Солженицына - 9-й отдел 5-го управления…
− Наверняка. Ведь через шесть лет писателя лишили гражданства и выслали из страны. Это было время, когда Солженицын уже был под колпаком и, конечно, это понимал. Тучи над ним сгущались. «Ивана Денисовича» уже сняли с полок, писатель снова стал врагом власти. И сейчас понимаешь, что предчувствуя будущее, писатель сделал еще один круг, готовился к тому, что будет из СССР изгнан и поехал по местам своих фронтовых дорог. Это позиция писателя, он говорил: «Я люблю собственными глазами все увидеть». Для него Кенигсберг был заветной точкой.
− Творчество Солженицына до сих пор оценивают по-разному. Одни считают его великим русским писателем, другие - великим русским предателем. Вы говорили, что когда впервые прочитали в рукописи поэму «Прусские ночи», то были шокированы. Автор показывает наших солдат как преступников, насилующих в Кенигсберге несчастных немецких женщин, показывает как насильников, мародеров и убийц.
− Да, в поэме он показывает растерзанные женские тела, над которыми глумились красноармейцы. Писатель фактически описывал, как это было. Но поэма наполнена болью за тех солдат, у которых война выела душу, и за тех, кто попал под колесо войны, кто стал жертвой по вине своих правителей, за тех, кто брошен на заклание. Мы рассматриваем это произведение во времени и пространстве. И дело не в том, что писатель хотел помазать грязью советское государство. Он описывал ужас войны. Людей озверяет война, несмотря на национальность и идеологию. Советую, почитайте книгу «Танцы в крематории» калининградского писателя Юрия Иванова. Апрель, штурм Кенигсберга и начало совместного проживания русских и немцев. Сколько во всем этом было человеческого, как молодые люди влюблялись, женились, страдали. Это были страшные человеческие трагедии.
Почитайте Твардовского, который прославлял наших солдат и писал последние главы своей знаменитой поэмы, здесь в Тапиау. И прочтите «Прусские ночи», потому что для нас это еще неисследованный вопрос. И то, что было под большим запретом, даже после конца советской власти, рукопись было страшно открыть и процитировать, потому что поэма тогда воспринималась как навет на происходящее. Мы были воспитаны в другой идеологии, но когда мы понимаем, что поэма написана в 1945 году и как она соотносится с тем, как мы живем сейчас, то понимаем, что это тоже правда о той войне. Нам надо понять и разобраться, какая жизнь будет у наших внуков и правнуков в этой стране. Ведь литературное наследие своего рода база, для того чтобы не повторять страшных уроков истории.