В Калининградской области регулярно возникают проблемы с исполнением ФЦП. Кто виноват и какие меры принимаются для кардинального изменения ситуации - на эти и другие вопросы в интервью БФМ Калининград ответил глава регионального Минстроя Сергей Майоров.
− Сергей Альбертович, как вы оцениваете темпы и объемы исполнения ФЦП в Калининградской области в этом году?
− На самом деле, если говорить об исполнении ФЦП, то мы на сегодняшний день не удовлетворены результатами. Но хочу сказать, что опубликованная в прессе информация об исполнении ФЦП по всем заказчикам на уровне 10% и по министерству регионального развития 14% не отражает в полной мере истинного положения вещей. Потому что если говорить фактически, то у нас сегодня исполнение составляет около 34%. За период 8 месяцев составляло порядка 30%. Почему такое отличие в цифрах? Потому что технология следующая: мы каждый год подписываем соглашение на финансирование данной программы по всем заказчикам, коими являются все федеральные министерства. И подписываем эти соглашения обычно в первом полугодии. К сожалению, в этом году данный документ на финансирование по Минрегиону удалось подписать только в конце августа, по не зависящим от нас причинам. Конечно, мы до августа не могли останавливать стройку, поэтому финансирование объектов ФЦП велось за счет областной программы. Хочу отметить, что данное соглашение с федеральным центром вообще планируется подписывать в первом квартале текущего года. Исходя их этого, процесс был бы более управляемым. Но как есть – так есть. Поэтому разница в процентах исполнения ФЦП напрямую связана с этими, будем говорить, перекосами.
− Помимо срыва срока подписания соглашения, какие еще есть причины задержки исполнения ФЦП?
− Если говорить о причинах в целом, это, конечно, качество разработки проектно-сметной документации. Это первое. И вторая причина – это разработка ПСД в год строительства данного объекта. То есть это, конечно, сказывается на качестве – исходя из того, что одно другое поджимает. То есть надо проект выдавать и в этом же году освоить выделенные лимиты. Мы сегодня эту проблему для себя уже сформулировали и планируем так построить работу, чтобы у нас проектирование велось с опережением стройки хотя бы на год.
− А как часто срывы сроков исполнения ФЦП происходят по вине подрядчиков?
− Дело в том, что мы выбираем подрядчиков на основании 94-го федерального закона, согласно которому основным параметром выбора подрядной организации является цена. И, к сожалению, этим пользуются недобросовестные подрядчики, которые не имеют своих мощностей, людских ресурсов, а имеют только управленческий аппарат, и им это позволяет снижать цену на 20-30%, а иногда и больше. И это, конечно, сказывается на выполнении работ. Ведь за счет чего возможно снизить стоимость контракта? Это материальные ресурсы, людские ресурсы. Конечно, здесь происходит подмена основной, что ли, деятельности подрядчика. То есть он нанимает субподрядные организации для выполнения работ, идет по пути снижения оплаты, а порой и вовсе не рассчитывается с субподрядчиками. В конечном итоге все это приводит к остановке строительства. И подрядчик, понимая, что ему нужно выполнять обязательства по контракту, находит пути ухода от ответственности. И первый такой путь – это анализ проектной документации. Поскольку, как я уже говорил, качество ее оставляет желать лучшего, подрядчик находит там слабые места, на этом выстраивает свою работу, и все переходит в стадию судебных отношений.
− Сергей Альбертович, но если областным властям известны все эти уловки, неужели нельзя сделать так, чтобы у подрядчиков не проходили подобные номера?
− К сожалению, мы не можем в полной мере повлиять на эту ситуацию, исходя из действия 94-го закона. Мы только можем вводить рычаги, от которых зависел бы данный исполнитель. Например, мы можем выставлять определенные требования и условия в техническом задании. Это, во-первых, условия оплаты. К примеру, выполнить определенный объем работ - предположим, возвести 1-2 этажа здания или проложить какой-то объем инженерных сетей. И только после этого компенсировать затраты на выполненную работу. Это для чего делается? Для того, чтобы на конкурсе было видно, что подрядчик в состоянии вложить свои оборотные средства. Так вот, эти подрядчики, у которых имеется только управленческий аппарат и, кроме ручки, еще имеется юридический интеллект, - они идут и на такие условия и все равно выигрывают эти конкурсы. Возьмем, к примеру, ситуацию с прокладкой газопровода высокого давления в поселке Черепаново, где право на проведение работ выиграла организация «Газтрубопроводстрой», не имея практически оборотных средств. Там тоже одним из условий была прокладка 5 километров трубы из 35, и только после этого оплата. Подрядчик пошел на это, и срывает сроки на протяжении уже полугода. Вот вам пример, который демонстрирует, что они ничем не чуждаются. Второй, если можно так выразиться, барьер. Который мы можем установить для таких подрядчиков, - это определение и оценка их по тем подрядам, которые они не выполняют, разрыв контрактов и включение их в реестр недобросовестных подрядчиков. Но, к сожалению, эти, я бы так сказал, проходимцы просто меняют название, образовывают другую организацию, это сегодня просто сделать, и опять выступают в новом качестве. То есть эта мера тоже ни к чему не привела. В то же время в прошлом году вышел 114-й федеральный закон, который наконец-таки определил возможность расторжения контракта в одностороннем порядке. То, чего не было в 94-м ФЗ. И эту норму мы сегодня вводим. Следующий шаг – это, конечно, претензионная работа по данным организациям, которая стала для нас восполнением упущенной выгоды в прямом смысле этого слова. Потому что сегодня объем подрядных работ, которые не выполняются, довольно значительный – порядка 30% от общего объема ФЦП мы сегодня не выполняем именно по вине вот таких подрядных организаций. Штрафные санкции мы сегодня предъявили уже по 143 объектам на общую сумму 1 миллиард 300 миллионов рублей. В судах решается вопрос по 40 объектам, по трем мы уже выиграли суды на 200 с лишним миллионов рублей и дальше ведем эту работу.
− Минрегион России рассматривает возможность создания региональной дирекции в Калининградской области из-за низкого уровня исполнения ФЦП. Что вы думаете по поводу данной инициативы?
− Дело в том, что мы уже прорабатывали концепцию создания единого заказчика, чтобы упорядочить как проектирование, так и выполнение работ. Но здесь мы столкнулись с полномочиями муниципалитетов, с вопросами по землям, на которых возводятся те или иные объекты. В общем, в полной мере к этому вопросу не подошли пока. Если эта дирекция позволит решить его, результат может быть достигнут. Но на сегодняшний день юридическая сторона, которую мы проработали совместно с Минэкономики, Минфином и правовым управлением, не позволяет выстроить работу в этом направлении.
− Звучит как-то безнадежно. Все-таки можно решить проблему раз и навсегда или на это потребуется очень много времени?
− Ну, я бы не сказал, что все безнадежно. Мы поставили перед собой задачу перейти к единому заказчику-застройщику в лице нашего регионального Управления капитального строительства, это областная организация, или государственное казенное учреждение. И чтобы эта организация была основным заказчиком-застройщиком по всем нашим заказчикам, которых у нас на сегодня 22. В то же время по законодательству мы не вправе требовать от муниципалитетов заключения договоров с единым заказчиком, а можем только рекомендовать. Однако сегодня из 22 муниципальных заказчиков 12 уже согласились, и этот процесс продолжается. Перейдя к единому заказчику-застройщику, мы сможем, во-первых, качественно составлять технические задания и, конечно, заявки. К тому же мы планируем уйти от аукционов и перейти на конкурсы. Поскольку если на аукционе определяющим при выборе победителя является цена, то для проведения конкурса разрабатывается положение, в котором прописаны все параметры необходимой для выполнения работ организации - включая мощности, ресурсы и оборотные средства. И, конечно, тогда организации, которые имеют только административный аппарат, уже не смогут участвовать в конкурсе. И мы смогли бы привлечь мощные организации с хорошей репутацией. Поэтому губернатор поручил подготовить обращение на имя президента РФ, чтобы нам законодательно предоставили возможность реализовать данные инициативы. Я думаю, что решение, возможно, будет принято до конца года.