Заместитель директора по коммерческим вопросам МУП "Водоканала" Борис Серебряков ответил на вопросы читателей "Клопс.Ru" во время "прямой линии".
− Как поставить счетчики в квартире?
− Вы можете сами купить счетчик, предложений сейчас очень много. Никаких лицензий на установку квартирных счетчиков не надо, это может сделать любой мастер. После этого нужно обратиться в свою управляющую компанию, они составят акт об установке, с которым вы придете в "Водоканал" на улицу Комсомольскую, 12. Мы зарегистрируем счетчик. Пломбировать счетчик мы сейчас не требуем.
− К нашим сетям подсоединен магазин. Нам будут ставить общедомовой счетчик, а как будут считать воду? У нас уже был прецедент с электричеством, когда нам пришлось платить за этот магазин в течение трех месяцев.
− Хорошо, что у вас есть такая информация. Этот адрес мы проверим, прежде чем начать начисления. Мы порой не знаем, кто подключился к сетям, и управляющая компания тоже не знает. Советую вам, чтобы чувствовать себя спокойнее, поставить водомер на выходе из дома.
− Как вы собираетесь бороться с неплательщиками. У вас есть техническая, юридическая службы. Или жильцы сами должны разбираться?
− В нашей технической службе около пяти человек, проконтролировать весь город невозможно. По закону, управляющая компания должна осуществлять действия, связанные с обслуживанием жилья. В том числе работать с недобросовестными гражданами, которые не вовремя подают показания или занижают их. Закон определил, что именно управляющая компания является поставщиком ресурсов внутри дома и имеет право прийти в любую квартиру не чаще чем раз в три месяца и проверить, исправны ли трубы, нет ли протечек, сколько жильцов.
− У нас в подъезде снимают квартиру бывшие граждане Узбекистана. Они сами признались, что купили прописку где-то в области. Летом к ним на заработки приезжают до 50 родственников. Почему мы должны платить за то, что они воду льют? Главный инженер управляющей компании ООО "Уют" сказала: "Это дело "Водоканала", нам главное с вас деньги собрать". Мы и к вам обратились с письмом, но ответа не получили.
− Управляющая компания имеет право вместе с вами, соседями, составить акт о действительном количестве проживающих. И как только этот акт попадет в "Водоканал", мы начнем начислять не по количеству прописанных, а по количеству проживающих. Письма от соседей для этого недостаточно.
− А долги их по воде на нас не повесят?
− Долги между жителями распределяться не будут.
− Можете ли вы отключать воду у неплательщиков?
− Нет, закон запрещает отключать холодную воду ни за что и никогда. Она относится к жизненно важным ресурсам.
− Как мы будем платить за воду, когда поставят общедомовой счетчик?
− Сейчас есть два типа начислений – индивидуальное потребление и общедомовые нужды. Первое рассчитывается так же, как и раньше: если в квартире счетчик – по нему, если нет – по нормативу. Общедомовой водомер будет показывать либо больше, чем потребили все квартиры, или меньше. Если больше, то образовавшаяся дельта распределяется между всеми квартирами пропорционально квадратным метрам. Если меньше – начисления всем будут уменьшены.
− Будут ли расти нормативы на холодную воду?
− Пока региональная служба по тарифам не утвердила новые нормативы, живем по прошлогодним. Хотя повышение нормативов – один из способов заставить собственников ставить поквартирные счетчики, как обязывает закон.
− После того, как нам поставили общедомовой счетчик, плата за воду выросла в полтора раза. Управляющая компания говорит: мы тут ни при чем. Живу на улице Красноармеской, 19.
− Управляющая компания очень даже "при чем", как я уже говорил. В вашем доме один ввод, стоит один водомер. У вас порядка 120 квартир, в 83-х квартирах счетчики не установлены, в семи никто не прописан и счетчиков там нет. Из 37 квартир, где счетчики, шесть не подали показания в январе. Вот это, скорее всего, причина того, что начисления стали больше.
− Реально ли жильцам узнать, у кого из соседей нет счетчиков?
− Хотелось бы, чтобы с этими вопросами к нам обращались управляющие компании. Но мы идем навстречу ответственным представителям жильцов и даем такую информацию − не по телефону, нужно нам прийти.
− У нас в подвале ржавые трубы. Как нам будут ставить счетчик?
− Если при обследовании подрядчик обнаружит, что трубы настолько ржавые, что повесить на них водомер нельзя, он сообщит об этом вам. Мы вместе с управляющей компанией составим акт.
В Калининграде около 40 таких домов. Там не будут ставить счетчики по причине изношенности внутридомовых сетей. Сейчас, правда, не совсем ясно, за чей счет их ремонтировать. Понятно только, что перекинуть все расходы на плечи собственников несправедливо.
− Откуда взялись цены на общедомовые счетчики, котонные вы ставите? В магазине я видел нужного диаметра, но в несколько раз дешевле.
− Мы выбрали счетчики класса С, это самые точные водомеры, которые используются в нашей стране. Квартирный счетчик такого класса довольно дорог, около 2700 рублей.
− А как снимаются показания общедомовых счетчиков?
− На обычном счетчике стоит радиомодуль, который работает на разрешенной частоте и передает данные на считывающее устройство. Наш специалист объезжает с этим устройством город. Он считывает информацию за 90 дней, там есть и ежесуточные показания, фиксируется обратный ход счетчика и попытки что-то сделать с ним.
Был случай, когда председатель совета дома заинтересовался, почему дом потребляет именно такое количество воды. Мы вместе изучили все показания. Обнаружили, что ночью водомер крутится постоянно на слабых оборотах. Это первый признак того, что в доме есть утечка. Бачок, который течет в квартире без счетчика, может "накапать" за месяц около 100 литров.
В будущем мы планируем централизовать сбор показаний общедомовых счетчиков, потому что таких домов будет около 7000, а специалист у нас всего один.
− Куда обращаться потребителю с вопросами по начислениям за воду – в "Симплекс" или к вам?
- И в "Симплекс" можно, и к нам.