С каждым годом всё чаще в прессе и с экранов телевизоров призывают к скорейшему решению проблем в сфере организации дорожного движения. Пробки – это актуальная проблема, как для Москвы, так и для Калининграда. Уже на протяжении нескольких лет мы являемся свидетелями, как администрация города пытается решать её, но безуспешно, заторы растут. Очевидно, что у калининградских чиновников не хватает ни времени, ни возможностей. Естественно, что они пытаются привлечь к решению транспортных проблем города сторонних специалистов.
В последнее время внимание общественности привлёк проект Комплексной схемы организации дорожного движения (КСОД), широко освещенный в региональной прессе. Этот проект представлен ООО «БалтикСтрой», которое выиграло в 2011 году конкурс на право его разработки и с этой целью привлекло для работы белорусских специалистов. Это уже третий вариант проекта, два предыдущих получили отрицательную оценку и были отклонены городскими властями.
Для тех, кто не знает: Комплексная схема организации дорожного движения – это документ, содержащий комплекс взаимосвязанных научно-обоснованных предложений поэтапной реализации мероприятий по совершенствованию организации дорожного движения, обеспечивающих повышение доступности, эффективности функционирования и безопасности автотранспортной системы города. Представляет собой совокупность инженерно-планировочных и организационно-регулировочных мероприятий, позволяющих оптимальным образом распределять транспортные потоки по магистралям города.
Что же ждет жителей областного центра, если представленный проект КСОД будет принят и реализован?
К сожалению, изучение проекта показывает, что ответить на этот вопрос невозможно.
В качестве основной мысли в работе звучит использование опыта европейских стран в решении транспортных проблем. В качестве образца «лучшей европейской практики» нам предлагается шведский город Гетеборг. Давайте сравним этот город с нашим. Транспорт для города как кровеносная система для организма. У Гетеборга, как утверждают транспортные врачи здоровый организм: нормальный рост, нормальный вес. А Калининград? У него такой же вес, (примерно тоже количество жителей и автомобилей), вот только ростом не вышел, (территория города более, чем в два раза меньше, 217 против 445 кв. км). Можно ли сделать из Калининграда Гетеборг? Если увеличить площадь города и улиц в два раза большинство транспортных проблем, конечно, исчезнет, только о том, как это сделать авторы проекта КСОД не говорят.
При этом ни слова не говорится об использовании таких средств управления как интеллектуальные транспортные системы, различные варианты которых используются в крупных зарубежных городах, а в последнее время начинают разрабатываться и для российских городов. Причина этого, вероятно, в том, что элементом такой системы является расчётная компьютерная транспортная модель города, позволяющая предсказывать параметры транспортных потоков на уличной сети в различных ситуациях. Разработка такой модели оговорена техническим заданием на разработку КСОД, являющимся частью договорной документации. Однако эта часть работы просто не выполнена. Вероятно, авторы сочли эту работу слишком трудоёмкой, а приобретение соответствующей компьютерной программы излишним расточительством.
Нелюбовь к математике, к расчётам буквально режет глаза. Ни одно конкретное предложение, ни одну рекомендацию авторы не обосновывают расчётами. Мне до знакомства с проектом КСОД не доводилось видеть технические проекты, не содержащие ни одного технического расчёта. Следует ли использовать такие разработки? Станет ли настоящий хозяин тратить деньги, если не может хотя бы приблизительно оценить результаты этих расходов?
А если бы расчёты и присутствовали, то им не следовало доверять по причине недостоверности исходных данных. Так, по мнению авторов, по улицам Гагарина, Киевской и Суворова до сих пор ходит трамвай, а троллейбус до сих пор не запущен по ул. Горького и Черняховского. Так за какой год представлена информация о транспортных потоках?
Не удивительно, что в этой ситуации в качестве основного средства решения транспортных проблем авторам видится ограничение доступа в центральную часть города для личных автомобилей. Решение, не требующее ни умственных (со стороны авторов проекта КСОД), ни организационных (со стороны городской администрации) усилий. Нет автомобилей – нет и транспортных проблем. Второе средство – это широкое использование платных парковок. Разработчики даже назначили их места, при этом, не особо задумываясь, что приглянувшиеся им участки уже используются. Например, парковка у Бауцентра на Московском проспекте, парковка «Кёнигавто», территория площади Василевского. Интересно согласятся ли собственники или арендаторы эти участков на такое их использование?
С личным транспортом все понятно, а что же с транспортом грузовым? В проекте КСОД приводится схема ограничения движения грузового транспорта. Здесь мы видим, как пойдут грузовые потоки: где будет разрешено движение при наличии разрешение, а где запрещено. Одним из главных грузообразующих центров города является порт, сюда поступают грузы с моря и дальше перевозятся железнодорожным и автомобильным транспортом. Здесь возможно движение при наличии специального разрешения (маршрутной карты), которое можно получить только на ул. Леонова. Представим, привез иногородний большегрузный автомобиль груз в наш порт. Как поступит водитель? С Московского проспекта поедет по адресу назначения в порт. Там упрется в запрещающий знак, и по окружной дороге поедет назад на ул. Леонова за маршрутной картой. На Советском проспекте тоже движение запрещено для грузового транспорта. Нужно где-то бросить автомобиль и на общественном транспорте ехать в центр. В течение некоторого времени оформлять маршрутную карту и можно двигаться назад на разгрузку. А если груз нужно доставить на завод «Янтарь». Смотрим внимательно, а там движение для грузовиков запрещено! Как доставить груз на завод «Янтарь»? Теперь только по железной дороге, по воде или по воздуху. И завод «Янтарь» при новой схеме будет не единственным пострадавшим.
В работе не нашлось место вопросам организации дорожного движения в дни массовых мероприятий, в выходные и праздничные дни. Я думаю, все помнят, с какими трудностями на дорогах мы сталкиваемся в предновогодние дни или как меняются транспортные потоки летом в выходные.
Как же оценивается такая работа? Проект рецензировали сотрудники Балтийского государственного университета им. И. Канта. Их оценка резко отрицательная: требования технического задания не выполнены. Реакция разработчиков на рецензию БФУ более чем странная: «Вы ничего не предлагаете». Предлагать, разрабатывать и обосновывать – обязанность сотрудников подрядной организации, а не рецензентов. У ГИБДД своя оценка. Как заявлял представитель ГИБДД подполковник Потапчук Н.С.: «Мы работу согласовали. У нас претензий к ней нет!». Причём такая же позиция была и ранее при обсуждении двух других отклонённых вариантах КСОД.
А теперь главный вопрос: стоит ли такая работа 5,5 млн. рублей из городского бюджета? Принесет ли она равноценную пользу? На эти вопросы придётся ответить администрации города и объяснить своё решение калининградцам. При этом не лишним будет вспомнить, что это далеко не первый КСОД заказанный городом, оплаченный и успешно сданный в архив. Водители со стажем могут еще вспомнить автоматизированную систему управления городским транспортом, которая посветила несколько дней странными цифрами и была отключена по причине неработоспособности.