Ситуация с коронавирусом сказалась едва ли не на всех сферах деятельности. И если в некоторых отраслях работы прибавилось, то в других наступило нежданное затишье. Специалисты рынка труда рассказали "Клопс", как изменился запрос на сотрудников в новых условиях.
“Распространение коронавируса — беспрецедентный случай, когда рынок труда изменился буквально за несколько недель”, — признала доцент кафедры управления человеческими ресурсами университета “Синергия” Инна Баранова.
По оценке управляющего партнера HR-агентства "Персонал-Янтарь" Натальи Воронцовой, число новых вакансий на калининградском рынке труда сократилось примерно на 30%.
Первые потери
“Резко пострадала сфера услуг. Из-за закрытия и снижения количества клиентов владельцы развлекательных заведений массово сокращают персонал. Без стабильной зарплаты остаются администраторы залов, официанты, консультанты. Все те категории профессий, которые делали наше пребывание в общественных местах максимально комфортным”, — перечислила Баранова.
По её словам, многие работодатели сейчас не в состоянии содержать внушительный штат работников. В связи с этим расходы на заработные платы сокращаются, некоторых отправляют в бессрочные отпуска.
В Москве рестораторы уже серьёзно пострадали. Аналогичный сценарий возможен и в Калининградской области, отмечает Наталья Воронцова: у рестораторов, отельеров и организаторов мероприятий региона рынок на данный момент существенно сжался.
Но о резких сокращениях речи на данный момент не идёт. По словам директора коммуникационного агентства PR Partner Инны Анисимовой, больше всего страдает сфера общественного питания.
“Пока все дома — у офис-менеджеров сократился круг обязанностей, если не исчез полностью; персоналу кофеен и других заведений рядом с пустующими офисами некого обслуживать”, — добавила Анисимова.
Помощь в изоляции
Ряд сервисов оказался очень востребованным — растут запросы на курьеров во всех отраслях. Клиентам стал интересен клининг, сервис по мелкому ремонту и сантехнике, дизайн: оказавшись дома, многие принялись решать давно отложенные бытовые вопросы.
“Возвращаются профессии, давно ушедшие в прошлое. Это, например, гувернёр. Дети не посещают школу, а родители не всегда в силах обеспечить им нужный объём информации. Гувернёр же сможет не только позаботиться, чтобы ребёнок усвоил школьную программу, но и дать более глубокие узкоспециализированные знания”, — отметила тенденцию Инна Баранова.
Уход в цифру
Серьёзно изменится структура рабочих мест, считает Наталья Воронцова. Уже сегодня на первый план вышла удалённая работа. Востребованными стали digital-специальности.
“Появляются новые профессии. Нужны специалисты по обработке “больших данных”, те, кто займутся ведением цифрового документооборота. Сегодня мы видим, как выстраивается электронная архитектура бизнеса. Как это произошло в Европе”, — сказала Наталья Воронцова.
“Большая часть вакансий, открытых в марте в регионе, была ориентирована на представителей сфер продаж (31% от всех предложений), ИТ, интернета и телекоммуникаций (13%), производства (10%). Востребованы у калининградских работодателей также административный персонал (администраторы, курьеры, офис-менеджеры, операторы колл-центров и т.д.), специалисты в области медицины и фармацевтики (по 8%), студенты, “синие воротнички”, маркетологи (по 7%)”, — озвучила данные руководитель пресс-службы Head Hunter по Северо-Западу Ирина Жильникова.
Пока работодатели региона по большей части ищут сотрудников на полный день (74% вакансий), либо сменный (12% предложений). На удалённую работу приходится еще 6% вариантов занятости. Однако представители многих специальностей уже могут трудиться из дома.
“Работать удалённо в текущих реалиях могут представители сфер ИТ, интернета, телекоммуникаций, маркетинга, рекламы, PR, продаж, страхования, массмедиа, образования, рекрутмента, бухгалтерии, искусства, а также некоторые работники, выполняющие административные функции”, — добавила Ирина Жильникова.
Для бизнеса сегодня жизненно необходимы специалисты по продажам и продвижению, а также специалисты в сфере доставки.
Смена направлений
Тем, чьи услуги сейчас не пользуются спросом на рынке, можно перепрофилировать предприятия, переводя их в онлайн или немного меняя целевую аудиторию.
“Не востребованы фестивали, концерты. Зато ивент имеет все шансы преобразоваться, став более персонализированным. И те же менеджеры будут организовывать мероприятия не для тысячи человек, а для одной семьи или небольшой группы детей. Жизнь на самоизоляции не прекращается и люди также захотят праздновать дни рождения, свадьбы и юбилеи. Причём, спрос на камерные, "персонализированные" мероприятия может резко увеличиться, так как пребывая "на удалёнке", люди начнут скучать по живому общению. И не только в рамках своей семьи”, — отметила Инна Баранова.
Свои услуги онлайн могут предлагать преподаватели, тренеры, артисты, переводчики и даже авторы квестов: большинство сфер могут без серьёзных потрясений уйти в интернет, если речь не идёт о производстве или добыче. А для кого-то ситуация может стать отправной точкой, чтобы сменить сферу деятельности.
Пока серьёзных потрясений на региональном рынке труда ситуация с коронавирусом не вызвала. Наталья Воронцова предполагает, что ситуация может проясниться в течении ближайшего месяца.
“Ясно уже сейчас, что компаниям в новых реалиях нужно научиться правильно выстраивать бизнес-процессы, ставить чёткие задачи перед “удалёнными” сотрудниками и грамотно оценивать их эффективность, думать о людях и в то же время об оптимизации, а перед специалистами из разных профессиональных областей стоят не менее амбициозные задачи — за короткий срок освоить навыки тайм-менеджмента, быстро адаптироваться к изменениям, правильно выстроить общение с работодателем, коллегами, клиентами и партнерами, учиться новому и не бояться изменений”, — заключила Ирина Жильникова, добавив, что глобальные тренды на рынке труда: дефицит соискателей рабочих специальностей, талантливых молодых специалистов, ИТ-специалистов, рост требований к кандидатам — не изменятся.
Эксперты рассказали, как комфортно организовать рабочий процесс из дома вместо офиса. Несколько полезных советов привели психологи.