Калининградские перевозчики опасаются, что разрыв таможенного сотрудничества с Прибалтикой может замедлить поток большегрузов в регион. Есть и другие мнения. Ждать ли региону новой «блокады», разобрался «Клопс».
История вопроса
О желании прекратить контакты с российскими коллегами пока заявили две прибалтийские республики — Эстония и Латвия. Прекращение сотрудничества, как пояснял замглавы федеральной таможенной службы Руслан Давыдов, отразилось на обмене данными о провозимых товарах между ведомствами стран.
«В силу политических жёстких установок мы получили от этих стран прямые письма о замораживании таможенного сотрудничества. Не отвечают на звонки. В конце лета очереди достигали до 1 000 машин из Латвии к нам. Это товары, которые востребованы на нашем рынке», — пояснил он.
Что говорят логисты?
Эксперты разделились в оценках последствий этого шага. Гендиректор компании «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло, например, перспективы видит в осложнении процедуры прохождения границы. Заморозка контактов может сказаться и на декларировании ввоза товаров, приводит его слова радио «Business FM». При этом глобальных перемен он не предвидит.
Ничего экстраординарного не произойдёт, товары как ввозят, так и будут ввозить.
Может быть, таможенные службы России захотят удостовериться в достоверности сведений, которые предъявляет перевозчик либо декларант при декларировании товаров в таможенной службе РФ, но не более того», — считает эксперт.
Что говорят перевозчики?
Заморозка сотрудничества между ведомствами усложнит прохождение таможенных постов — прохождение фур через границу за сутки может замедлиться на 30%, считает генеральный директор ООО «Рустранссервис» Леонид Степанюк. Всё указывает на более тщательный досмотр.
Эксперт предполагает, что управление трафиком может быть искусственным — подобные методы практиковали соседи Калининградской области:
«Пропускная способность и возможности МАППов были вызваны не необходимостью досмотра и так далее, а просто, скажем так, лимитами и нормативами, установленными литовской стороной. [Лимит был] примерно в 3-5 машин в час».
По мнению Степанюка, присоединись Литва к заморозке обмена информацией с РФ, это может быть использовано как предлог для осложнения ситуации на границе. Если цифра опустится до 100 большегрузов за сутки, регион столкнётся с серьёзным испытанием.
Мы в принципе видим по динамике, что это будет всё время уменьшаться [трафик], поэтому надо быть готовыми. Замедление под разными предлогами [может привести] к почти сухопутной автомобильной блокаде. Я надеюсь, до этого не дойдёт, но 100 машин — это уже критично», — уверяет эксперт.
Как избежать транспортной «блокады»?
Предупредить возникновение такой ситуации Россия может, нарастив объёмы морских перевозок в регион. В конце сентября число курсирующих между Леноблстью и Калининградом судов выросло до 13. В начале октября к ним добавился «Генерал Черняховский».
При этом перевозчики надеются на запуск ещё нескольких специализированных грузопассажирских паромов. Отдать их нужно под нужды большегрузов, замечает глава «Рустранссервиса». По прогнозам Степанюка, ситуация с транзитом на границе останется тревожной.
«Я так полагаю, железная дорога и будет так ходить, а с автомобильным транспортом будет ситуация ухудшаться с приближением конца года. А там непонятно, что будет с транзитными разрешениями. Поэтому нужно быть готовыми и активизировать усилия по поиску и постановке [на линию] хотя бы 2 автомобильных паромов», — резюмирует собеседник «Клопс».
Власти региона продолжают увеличивать количество судов для снабжения Калининградской области. Последним на линию вышел многофункциональный паром «Спарта».