15:33

«Наступили смутные времена»: калининградские бизнесмены рассказали, как живут «без Европы»

  1. Статьи

Из-за европейских санкций калининградские бизнесмены вынуждены перестраивать логистику и искать альтернативу импортным комплектующим. Как работается в нынешних условиях — читайте в материале «Клопс».  

Большая часть калининградского бизнеса ощутила последствия санкций. Таким мнением поделилась уполномоченный по защите прав предпринимателей в регионе Светлана Нижегородова.

Более 80% всех предприятий пострадали, это оценка по всей России. В нашем регионе, может быть, даже больше.

Эти логистические истории коснулись практически каждого предприятия в той или иной степени. Основное — это, конечно, промышленность. Им очень тяжело перестроиться быстро на новую логистику. Малый бизнес пострадал чуть меньше, но также был затронут», — рассказала бизнес-омбудсмен.  

В обширном санкционном списке оказались различные товары. «По нашим оценкам, это 40-50% всей номенклатуры грузов. Туда не вошла основная часть продуктов питания, фармацевтика и так далее. 

В основном там стройматериалы и бытовая техника. Такие грузы, скорее всего, придётся переориентировать на морской путь.

Придётся перестраивать логистику таким образом, чтобы в том случае, если санкции и транзитные ограничения останутся, грузы «пошли по земле». А всё остальное должно идти на паромы. Ещё остаётся надежда, что Еврокомиссия разъяснит нам условия применения транзитных ограничений, которых, по нашему мнению, здесь в принципе быть не должно», — сказала Нижегородова. 

«Наступили смутные времена»: калининградские бизнесмены рассказали, как живут «без Европы»   - Новости Калининграда | Фото: Александр Подгорчук / Архив «Клопс»
Фото: Александр Подгорчук / Архив «Клопс»

Рыбообработка 

По словам председателя совета директоров калининградской группы компаний «За Родину» Сергея Лютаревича, «под санкции с 10 июля попала только крышка металлическая и стеклянная банка, которую мы везём из Москвы». 

«Поэтому мы сегодня просто перестраиваемся на паромную доставку и всё. 

Да, будет чуть-чуть дороже, но критического ничего нет. Всё налажено, всё работает.

Если ещё что-нибудь они включат, будет не очень хорошо. По поставкам готовой продукции у нас проблем нет. Мы идём транзитом по Литве и железной дорогой, и автомобильным транспортом», — рассказал собеседник «Клопс». 

«Наступили смутные времена»: калининградские бизнесмены рассказали, как живут «без Европы»   - Новости Калининграда | Фото: Александр Подгорчук / Архив «Клопс»
Фото: Александр Подгорчук / Архив «Клопс»

Производство косметики 

Как рассказала гендиректор мануфактуры «Белотелов» Залина Белотелова, предприятию пришлось заполнять склады впрок. 

«Изначально возникли проблемы с сырьём в России, а не только у нас. Пришлось замораживать деньги и «затаривать» склад, для того чтобы не остаться без сырья. Мы его покупаем. 

С рынка ушли качественные консерванты, ПАВы и базовые масла. Этикетка тоже «провалилась», как и тара под сырьё. 

Пошла такая не то чтобы спекуляция, но паника была какое-то время на рынке. Сейчас поставщики перезаключат договора. Раньше мы работали с поставщиками из Германии. Основной хаб находился в Гамбурге, и оттуда уже распределялись поставки по всему нашему континенту. Сейчас всё приходит в Индию, и уже оттуда плывёт к нам. Маршрут теперь более долгий и дорогой», — рассказала гендиректор фабрики.

Мясное производство

Санкции почти не повлияли на мясопереработку. Таким мнением поделился гендиректор компании ООО «Прибалтийская мясная компания три» Игорь Кузнецов. 

«Такой бизнес, как наш, практически не чувствует никаких проблем, потому что у нас полный цикл: от самого начала и до готовой продукции. Единственный вопрос, который у нас возникает время от времени — это транспорт на «большую землю». Но, в принципе, он решается. Больших проблем мы пока не видим. 

Мы практически не зависим ни от каких комплектующих или составляющих из Европы. В России есть альтернатива почти всему оборудованию.

Например, раньше мы брали в Польше подвесные пути на убой, теперь везём отечественные. С севера России берём металлоконструкции», — рассказал Кузнецов. 

Проблемы могут возникнуть, если пакет санкций расширится. «Мы ещё не можем найти какие-то пластмассовые вещи, но пока в них нет острой необходимости. Если, конечно, делать капитальный ремонт, то будут проблемы, конечно. То есть достаточно много вот такого оборудования европейского у нас в России ещё не выпускают. И придётся полностью менять оборудование, чтобы не зависеть от импортных деталей», — подытожил собеседник «Клопс». 

«Наступили смутные времена»: калининградские бизнесмены рассказали, как живут «без Европы»   - Новости Калининграда | Фото: Александр Подгорчук / Архив «Клопс»
Фото: Александр Подгорчук / Архив «Клопс»

Производство зерна

По словам генерального директора ЗАО «Залесское молоко», члена регионального объединения «Калининградский зерновой клуб» Романа Уютова, в отрасли наступили «непонятные времена». 

«У тех, кто занимается зерном, наступили смутные времена сейчас. Потому что те цены, которые сложились, они идут вниз. На экспорт зерна очень высокая пошлина. Её немножко снизили. Плюс, многие экспортные направления для нас сейчас закрыты, поэтому что мы будем делать с профицитом зерна — мы пока не понимаем. 

Ждём хороших урожаев, а с перспективами реализации пока всё грустно. 

В «большой» России нас не сильно-то ждут, потому что там своё зерно. И Россия — экспортная страна по зерну, поэтому мы пока не понимаем, куда будем везти продукцию. Те трейдеры, которые были, сейчас предлагают цены ниже себестоимости, поэтому всё сложно», — пожаловался Уютов.

«Наступили смутные времена»: калининградские бизнесмены рассказали, как живут «без Европы»   - Новости Калининграда | Фото: Александр Подгорчук / Архив «Клопс»
Фото: Александр Подгорчук / Архив «Клопс»

Торговля рыбой

По словам генерального директора компании «Цефей» Павла Крутикова, пришлось «поставить на паузу» ситуацию с красной рыбой. 

«Сейчас мы переформатировали на поставки из Мурманска, что-то заходит из Турции. 

Оптовые цены на продукцию за месяц выросли на 30-35%.

Если смотреть на динамику цен начиная с января, то та же фарерская сёмга в начале года стоила 700 р./кг. А после того как начались проблемы с поставками, у нас появилась мурманская по 1 300 р./кг. И это ещё довольно низкая цена. А уже сейчас меньше чем за 1 700-1 800 р./кг эта рыба стоить не будет», — рассказал Крутиков. 

Компания столкнулась и с другими проблемами: есть сложности с платежами и логистикой. «Раньше всё ехало к нам из-за границы: приходило в порт Гамбурга. Все грузы собирались там: из Перу, из Чили, из Мавритании и так далее. Потом это всё загружалось на паром, был такой регулярный рейс. Сейчас все поставки «поломаны». Я даже не понимаю, каким путём сырьё из Турции везут. По всей видимости, всё как-то ползёт через черноморское побережье».

Как сообщил собеседник «Клопс», из-за санкций удобные логистические цепочки превратились в «длинные круги». «Во-первых, это время. А во-вторых, это куча денег. Всё это накладывается на проблемы с платежами. Но вот проблемы, например, с красной рыбой можно решить. 

Скорее всего, ключевую ставку придётся делать на Турцию: у них есть морская форель и черноморский лабракс. Они, например, могут заменить сёмгу. 

Можно перестроиться на Мурманск, но там пока не сезон.  На Дальнем Востоке у нас другая рыба: нерпа, горбуша, кижуч. Сегодня ими начинают больше использоваться. Рыба будет всегда в любом случае, вопрос — по какой цене», — выразил опасение Крутиков. 

«Наступили смутные времена»: калининградские бизнесмены рассказали, как живут «без Европы»   - Новости Калининграда | Фото: Александр Подгорчук / Архив «Клопс»
Фото: Александр Подгорчук / Архив «Клопс»

Производство мебели

Ситуация с транзитом и европейские санкции повлияли и на мебельный бизнес. Об этом «Клопс» рассказал генеральный директор фабрики «Максик» Макс Ибрагимов.

«Теперь увеличились и цены, и сроки доставки грузов и материалов. Так как мы делаем мебель сегмента люкс, нашим клиентам удалось объяснить ситуацию, и они вошли в наше положение. Мы нашли несколько путей поставок через Турцию и Узбекистан. 

Итальянские и французские фабрики и заводы перестали с нами работать, поэтому возникли определённые проблемы. 

Мы зависели от итальянской кожи, лаков, и красок. У наших клиентов высокие требования. Теперь поляки покупают, и мы забираем у них. Но всё равно нелегко. Шпон мы берём в Швеции и Финляндии», — поделился Ибрагимов.

По его словам, раньше срок изготовления составлял в среднем полгода, теперь около восьми месяцев.

Губернатор Антон Алиханов заявил, что дефицита товаров из-за запрета Литвы на железнодорожный транзит грузов в  Калининградскую область из основной части России не будет.