13:48

Техосмотр, «зелёная карта», ПДД: что нужно знать калининградскому водителю о поездках в Литву

  1. Статьи
Техосмотр, «зелёная карта», ПДД: что нужно знать калининградскому водителю о поездках в Литву - Новости Калининграда | Фото: Александр Подгорчук / Архив «Клопс»
Фото: Александр Подгорчук / Архив «Клопс»

Калининградцам разрешили путешествовать на автомобилях в «большую» Россию транзитом через Литву. Какие в соседней стране особенности вождения и есть ли различия в правилах дорожного движения, разбирался «Клопс». 

Что нужно для поездки

  1. Актуальный техосмотр, 
  2. «зелёная карта», 
  3. действующие права. 

В апреле россиянам сделали послабление: водительские удостоверения, срок действия которых истекает в 2022-2023 годах, автоматически продлеваются на три года. В Европе это может не сработать, говорит калининградский адвокат Дмитрий Матяж. 

«Согласно Венской конвенции, если национальное удостоверение действительно на территории России, то оно должно быть действительно и на территории государства, ратифицировавшего Венскую конвенцию. Но на практике могут быть проблемы. Процесс доказывания действительности водительского удостоверения на основании перевода (например, на английский язык — ред.) постановления правительства представляется проблематичным. Водителям необходимо озаботиться заменой удостоверений», — сказал юрист.

Правила дорожного движения в России и Литве почти не различаются, но есть множество нюансов. Их необходимо знать, чтобы не получить внушительный штраф.

Скоростной режим 

В городах Литвы скорость ограничена до 50 км/ч (если иное не указано на знаках), а ближе к центру придётся передвигаться со скоростью 20-30 км/ч. Вне города разрешены 90 км/ч, на автомагистралях — до 130 км/ч. Получившие водительские права меньше двух лет назад не могут ехать быстрее 70 км/ч.

В Литве, как и в других странах ЕС, нет пресловутого нештрафуемого порога в 19 км/ч. Ехать быстрее, чем указано на знаке, без последствий нельзя. За превышение на 10 км/ч автомобилист получит предупреждение, а если ещё разогнаться, заплатить придётся от 20 до 550 евро.

Высокие штрафы

Литва гораздо серьёзнее штрафует нарушителей, чем Россия. За выключенный ближний свет — 30-90 евро, за перевозку детей без автокресла — 50 евро. Столько же вы заплатите, если шофёр или хотя бы один из пассажиров не будут пристёгнуты ремнями безопасности. За разговоры по телефону — от 60 до 90 евро.

Штраф за невыполнение требования сотрудника полиции или таможенника об остановке — 850-1200 евро и лишение прав на срок до 5 лет. 

Накажут и за нарушения, на которые у нас часто закрывают глаза: например, если не включить аварийные огни и не выставить предупреждающий знак в случае поломки или ДТП. Водитель и пассажиры при выходе из автомобиля должны надеть световозвращающие жилеты. 

В Литве активно ведут борьбу с пьяницами на дорогах. Допустимое содержание алкоголя в крови составляет 0,4 промилле, у нас — 0,3. 

Остановить может не только дорожный инспектор

Контролируют движение не только сотрудники инспекции дорожного транспорта, но и полицейские, а также работники таможенной службы. Последние имеют такие полномочия на всей территории страны.

Никаких аварийных комиссаров

Даже при самом незначительном столкновении водители обязаны вызвать полицию. Приглашение аварийных комиссаров или самостоятельное оформление ДТП не приветствуются — потом не получится добиться выплат от страховой компании. Номер телефона для вызова полиции такой же, как у нас — 112. 

Коридоры для спецтранспорта

С 2022 года в Литве обязали автомобилистов создавать аварийный коридор для машин со спецсигналами. Водители должны смещаться вправо от своей полосы. 

Техосмотр, «зелёная карта», ПДД: что нужно знать калининградскому водителю о поездках в Литву - Новости Калининграда | Фото: АСМАП России
Фото: АСМАП России

Что меняется в ПДД Литвы

С 1 июня на улицах появятся новые дорожные знаки, разметка и светофоры. К примеру, знак «Велосипедная улица» ограничивает проезд авто до 30 км/ч, запрещён обгон по встречке. Велосипедисты не обязаны двигаться в одном ряду и как можно ближе к правому краю полосы движения. 

На светофорах будут отдельные сигналы для общественного транспорта. Регуляторы появятся на перекрёстках дорог с полосой, обозначенной буквой «А», и там, где целесообразно дать приоритет автобусам. Выделенки для них разделили на две категории. Символ «A» разрешает ехать только рейсовому транспорту, «А+»  позволяет движение велосипедов, мопедов, электромобилей, такси.

Техосмотр, «зелёная карта», ПДД: что нужно знать калининградскому водителю о поездках в Литву - Новости Калининграда | Фото: Юрате Пилюте
Фото: Юрате Пилюте

В консульстве Литвы рассказали, кому из калининградцев откажут в выдаче УТД.  

Ответы на 8 вопросов про транзит через Литву, читайте в нашем обзоре