Калининградцы и семьи из других регионов летом купили дома в посёлке под Гурьевском, но до сих пор не могут въехать — нет электричества и отопления. 11 семей вынуждены снимать жильё и одновременно платить ипотеку. «Клопс» попытался разобраться, кто виноват и когда в Константиновке будет свет.
Домик в сельскую ипотеку
Калининградка Анна решила купить дом в Константиновке для себя и ребёнка. Событие для неё серьёзное — женщина работает в школе, миллионы не хранит: «Увидела очень заманчивые предложения от агентства на «Авито», обратилась туда в июне, мне подобрали одноэтажный домик». Периодически Анна ездила в посёлок, смотрела, как идёт стройка.
«Были готовые, меня туда заводили, показывали, но их уже купили. Я продала свою квартиру, отдала агентству залог в 150 тысяч, чтобы забронировать себе домик и составить предварительный договор».
Женщина взяла сельскую ипотеку и в августе купила особнячок за 4,3 миллиона рублей. Анна говорит, что ей и будущим соседям обещали дороги, детскую площадку, газоны и свою управляющую компанию.
Когда я поехала оформлять дом в ЕГРН, выяснилось, что я его покупаю как вторичку.
Была какая-то путаница. Земли принадлежали одному человеку, дом — другому, ИП. Продавца я увидела только на сделке».
Успокоило то, что банк проверил сделку. После подписания договора в доме ещё залили полы, не повесили котёл, не было света: «Мне сказали: всё будет. До конца лета я трепала себе нервы, чтобы этот дом наконец-таки достроили».
Но электричества, а значит, и отопления, нет до сих пор: «Дороги тоже нет, чтобы добраться до дома, на тракторе, наверное, надо ехать». Анна думала, что ей хватит пары месяцев на съёмной квартире, чтобы успеть сделать ремонт:
В итоге мы с ребёнком уже пятый месяц снимаем жильё.
Мои соседи по Константиновке понаделали себе ремонтов, всё отваливается, дом сырой. Они терпят убытки».
Анна объясняет: владелец участка подал заявку на подключение электричества в её доме: «В марте заключили договор, но «Россети» не выполняют свои обязанности. Написать жалобу в прокуратуру или в УФАС мы не можем, потому что договор на ИП. А если заключать его самой, надо ждать полгода».
Приехали из Хабаровска
Ольга с мужем Алексеем купили дом в июне и переехали из Хабаровска — двое детей, двое родителей, два кота: «Мы сюда прилетали в мае, нашли агентство, заключили с ними договор, посмотрели, что дом почти готовый. Нам его провели как вторичное жильё. Нас это не сильно смутило: так как это ипотека — если банк одобрит, значит, сделка должна быть чистой». Её провели дистанционно, через «Домклик», заплатили 3,6 млн и ещё 150 тысяч — за услуги агентства недвижимости.
«Мы планировали, что ключи передадут в день сделки. У меня была бригада рабочих, которая должна была сделать ремонт за два месяца. Я звонила подрядчикам, меня кормили завтраками. Агентство говорило, что стройка не в их компетенции.
Мы с большим трудом нашли съёмное жильё, потому что с двумя детьми и с двумя котами мало желающих впустить.
Семья полагала, что сданный в эксплуатацию дом подразумевает наличие электричества, но света до сих пор нет. Причины не те, что у Анны: «Выяснилось, что половина заявок в «Россети Янтарь», в том числе и наша, аннулированы, потому что ИП, продавец, их не оплатил. Я ему звонила, он говорил, что занят».
Муж Ольги Алексей добавляет: «Из 11 домов какое-то количество заявок аннулировано, а на какие-то заявок нет. Оплата была просрочена у всех».
Вслед за своей соседкой Анной Ольга повторяет: чтобы заключить новый договор с энергетиками, придётся ждать полгода: «Нам нужно и снимать жильё, и платить ипотеку. Скоро зима. Если вода замёрзнет, то лопнут трубы».
Что говорят в агентстве недвижимости и продавец
Как объяснили «Клопс» в агентстве, сопровождавшем сделки, в договоре нет пункта о наличии в домах электричества, оговаривается только мощность — 15 кВт.
«Застройщик в любом случае должен доделать, людям нужно это требовать. Но наша работа выполнена. Мы с людьми общаемся, всех выслушали. Чисто юридически, если нужна будет помощь, мы поможем».
Редакция «Клопс» связалась и с продавцом, но после просьбы прокомментировать ситуацию предприниматель сказал, что говорить не может, и больше трубку не брал.
Позиция энергетиков
В «Россети Янтарь» «Клопс» объяснили, почему аннулировали некоторые заявки на подключение жилого квартала в Константиновке.
«По указанным заявкам не поступила оплата по договорам <...> в предусмотренный действующим законодательством срок. Жильцы самостоятельно обратились в компанию для заключения новых договоров. После оформления документов потребителей подключат до конца года», — заявили в компании.
Порядка 15 калининградских семей хотели купить дома из бруса, а в итоге остались с пустыми кошельками и кредитами — связались не с той компанией. «Клопс» поговорил с пострадавшими и дозвонился до генерального директора фирмы.