Как правильно «переобуться», чтобы с комфортом ездить по калининградским дорогам зимой? Эксперты ответили на вопросы «Клопс».
Директор шинного департамента ГК «Конти» (сеть шинных центров «Колесо») Михаил Лушин предпочитает приехать в автосервис на две недели пораньше:
— И не просто переобуть автомобиль, а чтобы его качественно осмотрели, никуда не торопясь, проверили АКБ, систему кондиционирования, посмотрели щётки, залили жидкость омывающую — то есть подготовить комплексно автомобиль к зимнему сезону. И всё это без суеты и с максимально качественным отношением к автомобилю.
Есть только две категории клиентов, которым я рекомендую переобуваться немного позже:
- 1. Владельцы автошин категории «Нордическая зима» (липучка). Эти шины очень требовательны к погодным условиям, ими лучше пользоваться при температуре очень близкой к нулю или отрицательной, то есть максимально поздно.
- 2. Клиенты, которые эксплуатируют автомобиль на высоких скоростях и с максимальными нагрузками. Всё-таки летняя резина держит автомобиль лучше на мокрой дороге, чем зимняя.
Но в обоих случаях нужно быть осторожными: при резких сменах температур лучше избегать гололеда.
Какие шины самые подходящие для калининградских дорог?
— Я предпочитаю шины категории «Европейская зима», но тут нужно отталкиваться не от региона, а от опыта вождения и предпочтений автолюбителя.
Если вы опытный водитель, хорошо чувствуете свой автомобиль и эксплуатируете авто с максимальными нагрузками, то скорее всего вам больше подойдёт «Европейская зима». Если опыт вождения невелик или больший акцент стоит на безопасность и комфорт, то лучше остановиться на «Нордической зиме» (липучке).
Другие критерии отбора — предпочтения по брендам, скоростные индексы, направленность рисунка, экономичность топлива, в общем, много чего. Я рекомендую не забивать себе голову, а обратиться к грамотным специалистам–консультантам, которые выяснят потребность и подберут подходящий вариант. Важно ещё, чтобы был ассортимент: я всегда настороженно отношусь, когда предлагают только один вариант, у нас в «Колесе» есть и выбор, и грамотные специалисты.
А какие самые неподходящие — шипы, всесезонка?
— Шипованная резина для Калининградского региона — это в принципе не вариант. У нас нет таких суровых зимних условий, а выезд за границу на шипованной резине так и вовсе ограничен.
Всесезонная шина у нас представлена, но я пока не готов вам сказать, что это идеальное решение для Калининграда. С точки зрения экономии — достаточно спорный вопрос, так как двух комплектов «лета» и «зимы» вам хватит минимум на 6 сезонов. На такое же количество сезонов вам также понадобится 2 комплекта всесезонки. С одной стороны, вы экономите определённые деньги на услуге шиномонтажа (хотя рекомендуется проверять балансировку также два раза в год), но с другой стороны — всесезонная шина проигрывает по показателям летней резине летом и зимней — зимой. Стоит ли эта экономия снижению качественных характеристик? Тут, наверное, клиенты должны ответить себе сами на этот вопрос.
Какие шины самые дорогие и почему?
— Грубо говоря, существуют три линейки автошин: премиальная, бюджетная и низкобюджетная. Цена зависит от множества факторов, начиная от целей компании на определённый регион и заканчивая логистическими цепочками и стоимостью энергоносителей для стран производства. Но, однозначно, премиальные производители стоят дороже не только из-за своего имени и стоимости бренда. В любой премиальной шине используются на порядок больше различных технологий производства, нежели в бюджетных шинах, не говоря уже о низкобюджетных вариантах.
Для того чтобы прийти к тому уровню качества резиновых смесей, которые используют премиум-производители, им понадобились десятки, у некоторых — сотни лет. Всё это отражается на тормозном пути, удержании автомобиля при поворотах, комфорте и качестве продукта. Вы однозначно ощутите разницу между премиум продуктом и низкобюджетной автошиной.
Опасно ли покупать шины с рук?
-
— Преимущество покупки шин у официальных дилеров — наличие гарантии, в том числе расширенной, когда замена или ремонт повреждённого колеса происходит бесплатно; шиномонтаж в подарок при покупке шин некоторых марок и другие преимущества, которые вы никогда не получите, приобретая шины «с рук».
На что обратить внимание при покупке б/у шин?
— 21-й век на дворе, я ответственно и искренне советую не приобретать б/у автошины. Они имеют скрытые дефекты, которые при покупке вы не сможете определить никаким образом — допустим, надлом корда при сильном ударе. Вы этого не определите никак, а этот корд может надломиться при нагрузке: в лучшем случае — «грыжа», в худшем — взрыв покрышки.
Масла, используемые при изготовлении резиновой смеси, имеют свойство выветриваться, то есть резиновая смесь теряет часть своих свойств в течение пяти лет, а б/у автошины, как правило, старше пяти лет.
Затем: остаточная величина протектора. На сколько вам хватит данной автошины для комфортного использования? Экономите вы в моменте, но если посчитать стоимость километра при покупке шины низкобюджетного сегмента новой и б/у автошины, то экономии точно не будет! В итоге, покупая б/у, вы покупаете миф об экономии и качестве премиум за меньшие деньги, а на выходе ни одного, ни другого не получаете.
Почему нельзя ездить на шинах с разным рисунком протектора?
— Потому что все качественные характеристики шины, которые обещают производители и продавцы-эксперты в данном вопросе, работают только при установке четырёх одинаковых автошин.
Во всех остальных вариантах вы просто закрываете вопрос наличия на ваших дисках резины. Тут важно понять, какую задачу вы решаете: если используете автомобиль для передвижения из точки А в точку Б с минимальными характеристиками безопасности, комфорта и скоростных требований, то катайтесь на шинах с разным рисунком, но если хотите чего-то большего, такой подход неправильный.
«Я бы выбрал европейский вариант»
С Михаилом Лушиным согласен шеф-редактор радио «Автодор», партнёр агентства «Автостат», автор и ведущий телепрограмм Игорь Моржаретто:
— Как человек, который был в Калининградской области очень много раз, я знаю, какие у вас примерно зимы. Самое главное: я бы никому не советовал в Калининградской области устанавливать шипованную резину. Она нужна только в том случае, если вы постоянно ездите по льду при низких температурах, от -10 градусов. Шипы в Калининграде совершенно лишние. Тем более, когда-нибудь границы откроют и на шипованной резине в Европу не поедешь — не пустят.
В Калининградской области отлично будет работать обычная фрикционная зимняя резина. Я бы выбрал европейский вариант, в данном случае — всесезонку, которую выбирает большинство жителей Европы, где климат схож. То есть это резина, которая отлично работает на не слишком низких температурах. У нас это называется всесезонка, а маркировка там стоит M&S (Mud + Snow, ред.): «грязь плюс снег». Это лучший вариант для Калининградской области, но каждый выбирает для себя. Есть европейская зимняя резина, есть фракционная, рассчитанная на низкие температуры.
«Всесезонка — это миф»
Инструктор по вождению автошколы «Аркада+» Алексей Сеничев, имеющий 27-летний стаж работы, считает, что круглый год ездить на одних те же шинах нельзя:
— Так называемая всесезонка — это в любом случае миф. Есть зимняя резина, есть летняя. Не «переобуваться» не получится. Разный тип шин подходит для холодного и зимнего времени года. Жара и стужа по-разному, с точки зрения физики, действуют и на покрышки, и на дорогу. На шипах ездить в Калининграде — странная идея. Шипы вообще бесполезны для гололёда. Они хорошо работают на рыхлом снегу.
Что говорят в ГИБДД?
Начальник отделения пропаганды калининградского УГИБДД Дмитрий Пахомкин считает, что шины пора менять:
— Все эксперты рекомендуют, что при температуре +7 градусов уже надо менять покрышки. За разные рисунки протектора штраф и за то, что рисунок стёрся и осталось меньше 4 миллиметров — 500 рублей. При всех авариях мы обращаем внимание на шины, в каком они состоянии. Конечно, же это тоже немаловажный фактор и влияет на управляемость автомобиля.
Как правило, мы не ведём статистику, сколько аварий случилось именно из-за шин. Мы указываем: не справился с управлением, не учёл дорожно-метеорологические условия, превысил скоростной режим. Но если мы видим, что покрышки стёрты, то есть не соответствуют всем требованиям, то наши сотрудники выносят административный штраф.