11 мая в казанской гимназии №175 19-летний выпускник устроил стрельбу. Погибли семь детей, 16 получили ранения. «Клопс» поговорил с директорами школ Калининградской области и частными охранными предприятиями (ЧОП), чтобы узнать, как обеспечивается безопасность в учебных заведениях.
Не панацея
В школе должен дежурить сертифицированный, прошедший лицензирование и подготовку человек. Пенсионер или женщина-вахтёр не обеспечат защиту на должном уровне, уверен директор МБОУ СОШ «Школа будущего» Алексей Голубицкий.
Но чтобы вы понимали, у нас охраняет школу ЧОП, но у них нет оружия — запрещено ЧОПовцам иметь оружие в школе. Даже электрошокер они не могут себе позволить. И ожидать, что они могут дать вооружённый отпор в случае нападения, вряд ли приходится.
Главная функция охранника — соблюдение контрольно-пропускного режима, он ограничивает доступ в школу людей, не связанных с учебным процессом.
«Чужих мы просто не пускаем. Если родительское собрание, к примеру, не происходит, то родители, просто прохожие не могут пройти в школу. Это должно быть заранее оговорено с администрацией школы», — добавил Голубицкий.
Чтобы предотвратить опасную ситуацию, охранник может, нажав «тревожную кнопку», вызвать специальную бригаду, которая приезжает через пять-семь минут. ЧОП, скорее, обеспечивает охрану от хулиганов, добавляет Голубицкий. В таких ситуациях, как в казанской гимназии нужно вызывать Росгвардию, тоже по специальной кнопке. К слову, ими обязали оснастить все школы, после похожей трагедии в Керчи в 2019 году.
«Вот у них уже есть оружие и все полномочия. Они вправе оказывать любое физическое воздействие, на любой подозрительный субъект, который им покажется важным», — объясняет директор «Школы будущего».
Ещё одно средство — металлодетектор. Однако, это не панацея от проноса запрещённых вещей в школу. Если прибор запищит, охранник может только спросить, что у человека в сумке, а досматривать его он не имеет права, подчёркивает Голубицкий.
«У охраны нет возможности даже схватить руками и остановить, в случае если ребёнок идёт дальше, это нарушение инструкции, может только преградить путь и снова спросить, что в сумке», — сказал он.
Против вооружённого человека с агрессивными намерениями металлодетектор или другие подобные средства безопасности вряд ли способны эффективно работать.
По словам директора «Школы будущего», в обеспечении безопасности учеников есть некоторые противоречия: требования пожарной безопасности гласят — все двери должны быть открыты, по антитеррористическим правилам — закрыты.
«Что делать? Мы в нашей школе поставили специальные магнитные замки, которые автоматически открываются, в случае пожарной тревоги», — отмечает Голубицкий.
А деньги где брать?
Слова директора подтвердил и один из руководителей частной охранной организации Владимир Фролов (фамилия и имя изменены). По его словам, установить турникеты и рамки металлоискателя можно не во всех школах, например, в учебных заведениях, располагающихся в старых зданиях. Запрет может быть связан с обеспечением пожарной безопасности.
«В таких случаях очень сложно застраховаться, это не так часто происходит, но бывает и происходит во всём мире. Охранник осуществляет пропускной режим — он обязан узнать, кто и зачем идёт, вызвать представителя из администрации учебного корпуса. В таких ситуациях, как в Казани, охранник в первую очередь должен вызвать бригаду быстрого реагирования», — сказал Владимир Фролов.
Как правило, школа оснащена системой видеонаблюдения. Но не всегда мониторы расположены на посту охраны. Общего стандарта нет, говорит Фролов. Он привёл в пример новые школы, где оборудуется помещение под охрану, выделяется место под сервер и дорогостоящие коммуникации.
«В старых школах, и расположенных в непопулярных районах, очень сложно выбивать средства. У нас пока государство не финансирует на должном уровне охрану объектов образования, здравоохранения, они автономными считаются. Где-то собирают репетиторством, где-то поборы, вот, условно, заработала школа 100 тысяч рублей, а ей надо на охрану 15 000, а то и больше, тысяч выделить, ремонт сделать, крышу починить, которая течёт, что выберет школа?», — задаётся вопросом директор калининградского ЧОП.
Только слаженная работа
Все собеседники «Клопс» пришли к одному выводу — от бытовых конфликтов школы области защищены, оснащены кнопкой быстрого реагирования Росгвардии, но чтобы обеспечить безопасность в таких ситуациях, как в Казани, должна вестись качественная психологическая работа с детьми. Тут должны быть задействованы все — от учителей до психологов и директоров. Об этом говорит и член постоянного комитета по международным и межрегиональным отношениям, безопасности и правопорядку Облдумы Татьяна Бартминская, она также возглавляет Андрея Первозванного морской кадетский корпус, работающий по принципу интерната.
«Должна быть индивидуальная работа в школе. По сути, мы должны знать своих детей, ведь они маленькие к нам приходят и практически все 11-12 лет находятся в школе. Должна быть внутренняя большая работа и классного руководителя, и создание коллективов в классах, психологи — все службы, которые есть в школе, они должны быть работоспособными», — высказала своё мнение Бартминская.
Она привела в пример кадетский корпус, где на 400 учеников приходится три психолога. Каждый из них работает со своей группой: младшие, средние, старшие классы.
«Каждый чих, не такой взгляд, когда школьник без настроения, нужно видеть, и я прошу своих педагогов, замечая такое, останавливать, спрашивать, разговаривать с детьми. За много лет работы понимаю, какое у них настроение, могу остановить строй, попросить подойти ко мне и поговорить о настроении. Часто после обеда их к себе приглашаю, чтобы они со мной посидели. Иногда сижу, пишу, а они мне всё рассказывают», — заключила она, отметив, что интернат оснащён и круглосуточной охраной и всеми необходимыми средствами защиты.
Психологи рассказали, как понять, что подросток собирается пойти по стопам убийц из «Колумбайна» и как поговорить с детьми о трагедии в Казани.