18:30

Полжизни в изоляции: моряк с 30-летним стажем рассказал, как команда переживала полугодовые рейсы

  1. Статьи

Калининградец Анатолий Резвецов — моряк с 30-летним стажем. Он ходил на рыболовных судах рефмехаником. Рейсы длились по полгода, в команде — от 35 до 70 человек. Моряк рассказал о том, как выживали в изоляции на судне посреди океана. 

Для скандала хватало маленькой искры

— Среди моряков считается, что необратимые процессы психики у человека начинаются после четырех месяцев жизни в ограниченном пространстве. На судне такая точка кипения могла наступить и раньше. Для скандала достаточно было маленькой искры. 

Например, отмечаем какой-то праздник. Капитан идёт навстречу экипажу, заказывает водку в порту. Выпивают бутылку на троих. Казалось бы, что там, по 150 грамм, а люди начинают вспоминать старые обиды. Доходило даже до драк. Стопка алкоголя была как спусковой крючок. 

Работа спасала

Работа спасала. На "рыбаках" (рыболовецкое судно — прим.ред.) было трудно — штормит, качает, ещё и план надо делать. Рыба в полнолуние валит неделю, человек всё отбрасывает, сосредотачивается только на работе, ни о чём не думает. Пока тунец идёт, надо сделать максимально, работали по 12 часов.  

Выходные были только вынужденные. Когда рыбалки нет — тоска. Команда порядок на судне наводит, кто в карты играет, другие — в шахматы. Каждый при желании находил себе занятие. Спортивная площадка на палубе, мы качались, старались держать физическую форму. Тогда уже появились телевизоры, видеомагнитофоны. На судне было хорошая библиотека. Старший комсостав старался заботиться об экипаже, чтобы не было выброса негативной энергии.

Пропал человек и концы в воду

В море нельзя ссориться. Бывает, между людьми неприязнь, но это может закончиться трагедией. В одном рейсе пропал наш электромеханик — самолюбивый ужасно был. Со вторым механиком они по статусу одинаковые, но между ними будто чёрная кошка пробежала. Не могли найти общий язык. Второй механик из области был — белорус, здоровый такой мужик и наглый. И он этого электромеханика люто ненавидел. Все об этом знали. Помню, как-то ночью судно встало на дрейф. Тропики, тишина, волнения нет, а пароход потихоньку движется. Вокруг темень, только в радиусе 1,5 метра от борта светло. 

Электромеханик любил после вахты ловить кальмаров. Я заметил его на палубе, мы парой фраз перекинулись и я ушел спать. А утром всем на работу и электромеханик должен присутствовать. Хватились, а его нет. Только кальмарница и снасти по палубе разбросаны. Поняли, что он за борт упал. Подошли все тунцеловы, которые были рядом. Искали его долго, так и не нашли. Акул много и глубоко. Тогда все подозревали второго механика. Но ничью вину не доказали — пропал человек и концы в воду… 

Выпрыгивали как пингвины

Капитаны тоже разные были. Помню, на одном судне был алкоголик — к матросам ходил брагу пить. Так вот однажды шли в районе экватора. Вода бирюзовая, штиль, 1500 метров глубины, жара адская. Капитан разрешил команде искупаться, это очень большой риск! Акул полно. Спустили парадный трап до самой воды и желающие поплыли. Вдруг смотрящий закричал: "Скат!" Видим, плывёт огромный блин, в диаметре несколько метров — электрическим разрядом запросто человека убьёт. Тогда помню, люди на трап как пингвины из воды выпрыгивали. Благо, все живы остались. 

По кличке Дипломат

Мне приходилось гасить конфликты. У меня даже кличка была "Дипломат". Не могу сказать, что это были серьёзные ссоры — мелкие вспышки, обычно из-за работы. Новички могли характер показать, но их старики быстро учили и на место ставили.

На одном судне рефмашинисты скандалили. У одного родственник — главный инженер в базе. А второй работяга, грамотный мужик. Вот он на блатного мне жаловался. Приходилось их мирить, а второго учить. Слава богу, они не подрались. Нормальные люди понимают, что, находясь полгода вместе, нельзя друг на друга злиться.