На вопросы пользователей паблика "Клопс" "ВКонтакте" ответила руководитель пресс-службы HeadHunter по Северо-Западу Ирина Жильникова.
“На какие вопросы на собеседовании можно не отвечать? И о чём вообще не должны спрашивать?”
— Основная цель собеседования — понять, соответствует ли уровень ваших знаний и компетенций той должности, которую готова предложить компания, подходите ли вы по личностным качествам, разделяете ли ценности, миссию, корпоративную культуру организации, имеете ли какие-либо ограничения для выполнения работы. У рекрутера нет цели вогнать вас в стрессовое состояние, если этого не подразумевает позиция, или выведать у вас какую-либо лишнюю информацию.
Работодатели могут задавать личные вопросы, касающиеся семейного положения, наличия детей, планов на жизнь, ваших увлечений, религиозных и политических убеждений и т. п. Многие соискатели воспринимают их неоднозначно и не всегда знают, как на них правильно отвечать. Например, многодетная мать предполагает, что правдивый ответ о числе детей может спровоцировать отказ в приёме на работу. Отвечать на такие вопросы или нет — решать соискателю. Универсальных формулировок нет, всё зависит от конкретной ситуации. Ваша задача — быстро проанализировать, как ответ воспримет интервьюер. В какой-то ситуации лучше схитрить и ловко уйти от ответа. В одной компании многодетная мать получит отказ, а в другой, где ценятся семейные ценности, её кандидатуру предпочтут молодой незамужней девушке.
Определите для себя, какие вопросы для вас неприемлемы, и смело говорите, что не готовы на них отвечать. Кратко поясните вашу позицию. Например, девушек после 30 лет часто спрашивают о замужестве, деторождении. Это классический неудобный вопрос, на который вы можете не отвечать или сделать это формально, например, объяснив, что ваша главная цель на текущий момент — это карьера, а семью планируете создать позже. Если интервьюер продолжает настаивать, лучше сказать, что вы не готовы к личным вопросам, поскольку главная цель интервью — продемонстрировать свои профессиональные и деловые качества.
“Моя сестра разместила в соцсетях пост-резюме, и через день ей предложили хорошую работу. Я тоже хочу устроиться на работу быстро. Специальности у нас разные. Насколько эффективны соцсети для поиска работы и кому он подходит?”
— При поиске работы лучше задействовать сразу несколько каналов. Это и разнообразные сервисы типа hh.ru, и круг знакомых (в некоторых компаниях хорошо работают реферальные программы), и карьерные мероприятия (ярмарки вакансий и т. п.), и специализированные страницы на сайтах компаний, и чат-боты с вакансиями в мессенджерах и, конечно, социальные сети, которые сейчас активно работают как job-сайты.
Есть специальные группы, в которых публикуются вакансии, в т. ч. “Вакансии для хороших людей”, “Мы вам перезвоним” и т. п. На собственной странице можно разместить пост о себе, рассказав о своём опыте и компетенциях.
Часто вакансии, которые встречаются в социальных сетях, можно найти на работных сайтах. Например, на Facebook встречаются запросы на позиции специалистов и менеджеров среднего звена (административные сотрудники, HR, маркетинг, продажи, ИТ и др.) в общих группах, а вакансии топ-менеджеров чаще публикуются в профильных сообществах. Рекомендуем вступить в профильные группы по вашей профессии и отслеживать появление интересных вакансий, подписаться на рассылки вакансий на job-сайтах, предварительно настроив нужные вам параметры. Также в социальных сетях можно попробовать продвигать свой личный бренд, высказывая экспертное мнение по профессиональным вопросам.
“Уместно ли на собеседовании спрашивать о человеке, который занимал или ещё занимает должность и почему она освобождается? Как это деликатно сделать?”
— Это один из важных вопросов, который не только можно, но и нужно задать на собеседовании. Прямой вопрос не смутит рекрутера. Ответ на него позволит понять, почему работодатель ищет нового сотрудника. Одно дело, когда специалист уволился (и в этом нет ничего страшного), другое — пошёл на повышение (значит, в компании есть возможности для роста). В дополнение можно спросить, чего ждут от нового сотрудника.
“Я студентка. Хочу попробовать себя в ресторанном бизнесе. Начинать решила с работы официанткой. Что говорить на собеседовании в ресторане? Не могу же я прямо заявить, что сейчас мне очень нужны деньги и на самом деле уже без разницы где работать. Три собеседования при устройстве в гостиницы я провалила”.
— Ресторанный бизнес испытывает серьёзный дефицит кадров, и дело не столько в нежелании соискателей выходить на работу, сколько в большой текучке, поэтому, возможно, вам будет проще найти себя в этой сфере.
Второй момент: когда работодатель берёт сотрудника без опыта, основным критерием отбора является мотивация. Важно найти то, что действительно вас мотивирует и по-хорошему “зажигает”. Например, вам нравится клиентский сервис, философия компании или кухня, вы любите посещать подобные места и хотите увидеть процесс изнутри, вам нравится команда. Нужно честно рассказать о том, к чему вы стремитесь: вы ориентированы на клиента и его потребности, для вас важно приносить пользу, создавать комфортную атмосферу и чувствовать благодарность от людей, но при этом вы понимаете, что так бывает не всегда, и вы к этому тоже готовы, вы легко общаетесь, вас привлекает возможность использовать иностранный язык, удобен сменный график и т. п. Не стесняйтесь говорить о том, что для вас действительно важно.
“Почему работодатели часто спрашивают портфолио или удачные кейсы? Я их принципиально не делал. Если нет портфолио, значит, меня никуда не возьмут?”
— Портфолио часто просят у представителей творческих профессий — дизайнеров, художников, фотографов, видеомонтажёров, копирайтеров и других. Есть такая практика и для event-менеджеров, менеджеров проектов. Портфолио — это важный критерий отбора таких специалистов. Не так важно, где именно работал профессионал, главное — как. Ответы даёт хорошее портфолио.
Ищете новую работу — воспользуйтесь сервисом Клопс.Работа.