Госдума РФ приняла закон, ужесточающий контроль за проведением техосмотра. Документ призван сократить массовое оформление диагностических карт без реального проведения ТО, говорится в пояснительной записке. Какие изменения ждут калининградских водителей — в материале "Клопс".
Как оформлять диагностическую карту?
На пункте техосмотра эксперт формирует заверенный электронной подписью документ в базе данных ЕАИСТО и передаёт в неё фотографию транспорта с указанием координат его местонахождения, даты и времени начала и окончания проведения процедуры. В Российском союзе автостраховщиков отмечают, к каждому снимку будет предъявляться требование по качеству.
Технический эксперт должен быть на каждой диагностической линии и не может провести осмотров больше, чем рассчитано по соответствующей методике. Аккредитацией компаний займётся Российский союз автостраховщиков, контролем операторов — надзорные органы и общественность. Согласно закону, опубликованная в СМИ информация о нарушении является основанием для проведения проверок.
ГИБДД возвращается на станции техосмотра
Документ предоставляет полномочия госконтроля ГИБДД России. Но сотрудники ведомства примут участие только в осмотре автобусов. Также полиция сможет проводить контрольные закупки и внеплановые проверки операторов ТО.
Какие будут штрафы и для кого?
В Госдуме находятся ещё два законопроекта, которые вносят поправки в КоАП и УК РФ. Они предполагают введение крупных штрафов за оформление фальшивых диагностических карт без реального проведения ТО. Должностных лиц планируется наказывать на сумму от пяти до десяти тысяч рублей, юридических — от 100 тыс. до 300 тыс. рублей. Кроме того, поправки вводят уголовную ответственность за проведение техосмотра оператором без аккредитации.
Автомобилистов за отсутствие диагностической карты предлагают штрафовать на две тысячи рублей. Сейчас водители не обязаны возить документ с собой и предъявлять сотруднику ГИБДД.
Нововведения вступят в силу через год со дня официальной публикации.
Комментарий экспертов
Алексей Нестеров, автоюрист:
"Когда закон заработает в полную силу, покупать через интернет диагностические карты, как это происходит сейчас, станет сложнее. Новые требования к организациям, проводящим осмотр машин, и уход с рынка нелегалов будут двигать цены вверх: если сегодня в Калининграде можно проверить машину за 630 рублей, то через год цена прогнозируется в районе тысячи рублей. Сама процедура техосмотра весьма сомнительна — роста аварий из-за неисправности машин нет, да и получение карты не даёт никому никакой гарантии, что через час исправный автомобиль станет неисправным".
Пётр Губенко, юрист Общества защиты прав автомобилистов:
"Изменит ли существующее положение дел, покажет практика. Но думаю, что всё равно сохраняется вероятность продажи техосмотров без реального осмотра. Например, фотографии автомобиля могут высылаться дистанционно, а координаты можно добавлять уже на месте нахождения станции ТО", — отметил Губенко.