Статья

Зачем калининградцы приносят в театр посуду: режиссёр — о том, как обычные вещи становятся реквизитом

14:55
Зачем калининградцы приносят в театр посуду: режиссёр — о том, как обычные вещи становятся реквизитом - Новости Калининграда | Фото: Геннадий Филиппович
Фото: Геннадий Филиппович

Театр, как известно, начинается с вешалки. Но иногда — ещё и с музыкальных пластинок, советских хрустальных сервизов и надувных топоров. Чем реквизит отличается от бутафории и какими вещами горожане готовы делиться с постановщиками, «Клопс» узнал у режиссёров калининградской драмы.

Настоящие снегопады

Всё материальное, что зритель видит из зала — это сценография. Создать художественный образ спектакля помогают декорации, костюмы, бутафория и реквизит, освещение и постановочная техника. За всё это помимо режиссёра и актёров отвечает целая команда из театральных цехов: столяры, слесари, закройщики... 

Создавать иллюзии постановщикам помогает бутафория — реалистичные муляжи. В театре у этого термина нет негативного оттенка: будет ли в спектакле использоваться «обманка», зависит от художественного замысла. Порой настоящие и бутафорские предметы органично соседствуют на сцене. Например, такой приём использует художник Анастасия Бугаева для спектакля «Старший сын»16+, который ставит в калининградской драме режиссёр Евгений Маленчев по пьесе Александра Вампилова. 

«Там есть квартира главного героя, и она реалистична — это его жизнь, его настоящий, предметный, осязаемый мир. А то, что находится за пределами дома, уже не так конкретно. Поэтому там допустима бутафория: снег, фонарный столб, водосток. Ближе к премьере подумаем, делать снег максимально похожим на настоящий или нет», — рассказывает Маленчев.

Момент с репетиции спектакля «Старший сын» в Калининградском драматическом театре | Фото: Геннадий Филиппович
Момент с репетиции спектакля «Старший сын» в Калининградском драматическом театре. Фото: Геннадий Филиппович

Иногда и старые декорации могут ещё раз попасть на сцену, уже в новой роли — в театре это называется изготовлением «из подбора». Конечно, вещи возвращаются не в том же виде: их обновляют, перешивают, перекрашивают. А из редких материалов иногда вовсе делают что-то новое — и догадаться, что вещь переживает второе рождение, из зала невозможно. 

Режиссёр шутит, что театральные склады в разных городах имеют уникальные характеры и одну общую особенность: они везде переполнены. Однако там удивительным образом всегда находится место для закончивших свою репертуарную жизнь костюмов и декораций.

Зачем калининградцы приносят в театр посуду: режиссёр — о том, как обычные вещи становятся реквизитом - Новости Калининграда | Фото: архив «Клопс»
Фото: архив «Клопс»

Море и ветер

Разработка сценографии — многоэтапный процесс. Сначала художники создают проект, потом представляют его техническому совету театра, который решает, как всё это воплотить и сколько будет стоить задумка. 

В тандеме с художником работают технические специалисты театра, и задача всех — находить лучшие решения для воплощения художественного замысла», — комментирует Маленчев.

В каждом регионе — свои особенности, и Калининград не исключение. Здесь работа по «техническому обслуживанию» театра проходит немного не так, как в «большой России». Вещи, которые просто достать в других городах, приходится заказывать сильно заранее и подолгу ждать. А что-то, напротив, находится с удивительной лёгкостью.

«Когда мы делали спектакль «Гроза»12+, нам нужно было несколько вентиляторов — от 10 до 15 штук, не промышленные масштабы. Коллеги объездили все магазины, чтобы эти вентиляторы найти в нужном количестве», — вспоминает Маленчев.

Предугадать, как в этот раз пойдут дела с поиском реквизита, невозможно. Часто процесс усложняет непростая логистика.

«Я могу спросить, когда приедет предмет, который мы заказали для спектакля. И услышать в ответ: ну, примерно тогда-то. Сначала это было странно: что значит «примерно»? Как же тогда планировать? А потом коллеги мне объяснили: точно никто не ответит, потому что паром не поезд, в море всякое может произойти», — делится режиссёр.

Момент с репетиции спектакля «Старший сын» в Калининградском драматическом театре | Фото: Геннадий Филиппович
Момент с репетиции спектакля «Старший сын» в Калининградском драматическом театре. Фото: Геннадий Филиппович

Три топора Родиона Раскольникова

Для подготовки некоторых объектов приходится обращаться к сторонним мастерам, которые занимаются созданием специфического реквизита.

Одна из таких редких специальностей — человек, который занимается изготовлением надувных фигур. В театре его называют «инженер по мягким оболочкам». Обычно это крупные предметы вроде диванов или кресел. Калининградская драма пошла дальше — специалисту заказали топор для Родиона Раскольникова из «Преступления и наказания»12+.

«Мы спросили в трёх московских мастерских, и только одна согласилась взять такой заказ. Потому что это маленькая форма, обычно они такого не делают. Предмет уникальный, сделан по особому эскизу... Если с ним что-то случится, новый придётся ждать несколько месяцев. Поэтому у нас таких топоров на всякий случай лежит два или три», — рассказывает Филипп Гуревич, режиссёр постановки.

Кадр со спектакля «Преступление и наказание» в Калининградском драматическом театре | Фото: Александр Матвеев
Кадр со спектакля «Преступление и наказание» в Калининградском драматическом театре. Фото: Александр Матвеев

Пару лет назад драмтеатр искал мастера, способного создать на сцене грозу для одноимённой пьесы Александра Островского. Помощь пришла от специалистов по неоновым вывескам. «Мы часто говорим, что в театре есть не только привычные профессии — актёры, режиссёры, художники, — но и огромное количество невероятно интересных, необходимых и не менее творческих специальностей», — объясняет Маленчев.

Кадр со спектакля «Гроза» в Калининградском драматическом театре | Фото: Андрей Ричардович
Кадр со спектакля «Гроза» в Калининградском драматическом театре. Фото: Андрей Ричардович

«Евгений, вам посылка!»

Иногда сами зрители принимают участие в создании спектакля — например, для «Старшего сына» театр предложил калининградцам поделиться старыми сервизами, нотными сборниками и грампластинками. Горожане откликнулись охотно — теперь стол в кабинете режиссёра заставлен посудой и раритетными пластинками, и ещё несколько коробок ждут распаковки.

Теперь очень часто, когда я прихожу в театр на репетицию, мне говорят: «Евгений, вам посылка!» И я очень благодарен, что человек нашёл время, не поленился, взял эти вещи, упаковал, принёс, оставил, написал сообщение. Вау!» — улыбается режиссёр.

Писем от калининградцев, которые решили поделиться частичкой своей жизни, набралась уже целая папка. Режиссёр уточняет, что недостающий реквизит всегда можно заказать бутафорам или купить, но в «Старшем сыне» лучшее художественное решение — внести в спектакль то, что когда-то было «частью чьей-то жизни». Это роднит зрителей и героев на сцене, добавляет новые смыслы. По словам постановщика, предметы, попавшие в театр по случайности, перекликаются с сюжетом Вампилова — про человека, который почти так же случайно стал частью чужой семьи.

Другой герой называет себя старым диваном, который давно мечтают вынести. И в этом смысле, говоря метафорически, мы готовы этот диван забрать», — рассказывает Маленчев.

На вещи с биографией с трепетом реагируют и сами актёры. Однажды звездой репетиции стали бокалы для шампанского, возрастом превосходящие некоторых артистов. Одни удивились прекрасно сохранившемуся раритету, другие затосковали по своей юности. «Когда берёшь в руки вещь, за которой целая жизнь, всё работает совсем иначе», — объясняет Маленчев. 

«Старшего сына» в Калининграде ставили ещё в советские времена. «В наследство» Евгению Маленчеву досталась старая афиша, кусок изображённого на ней кларнета, служивший раньше калининградскому симфоническому оркестру, парадный хрусталь — и большая ответственность.

Фото: «Клопс»

Труппа калининградского драмтеатра пополнилась тремя молодыми актёрами.

3 160