Статья

Как тело без органов и крест решают проблему «отцов и детей»: в калининградском филиале Пушкинского музея открылись пять инсталляций

17:03
«Безгранично». Трегубова Вероника («Клопс»)

Тема границ — физических, психологических, идеологических и прочих — чувствительна для всех, и материалом для размышлений на эту тему могут стать работы художников. 9 августа в Балтийском филиале Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина открылась выставка, посвящённая пределам и их преодолению. На ней побывал корреспондент «Клопс».

Кураторы проекта выбрали пять работ из нескольких десятков, присланных на конкурс. Всем участникам от 16 до 35 лет: это было обязательным условием, поскольку одна из целей проекта — дать возможность высказаться молодым художникам. 

«Их так же, как и нас — старшее поколение, волнует отсутствие милосердия и любви в мире, темы памяти, сложного и противоречивого восприятия мира, жизнестойкости, влияния новых технологий, в том числе, на наше биологическое тело. Это очень здорово, что мы созвучны с молодым поколением, можем говорить на одном языке, когда не ощущается проблемы "отцов и детей"», — рассказала директор филиала Елена Цветаева.

Большинство авторов, чьи работы представлены на выставке, родились в Калининграде. Крайне важно, чтобы в регионе подрастало следующее профессиональное поколение художников, считают организаторы.

«Интересно было услышать «голос молодых». Есть ли какая-то специфика, особенность, идентичность для Калининграда, — объяснила Елена Цветаева, добавив, что она не увидела существенных отличий между местными художниками и их коллегами из других регионов. — Поколение мыслит широко».

1. «Новый музей воспоминаний» 

Фотохудожница из столицы Катя Косова предложила зрителям инсталляцию в формате новой музеологии: это 63 снимка, которые посетители могут переставлять, как хотят. Изначально они разделены на три группы — архитектура, природа и предметы. По словам художницы, подход стирает границы между музеем и посетителем. 

Ради «Нового музея воспоминаний» москвичка провела четыре дня, путешествуя по Калининградской области. С эксклавом у девушки связано детство — это одна из причин, почему главной темой её инсталляции стало прошлое. Из поездки она привезла 146 снимков, лучшие из которых можно увидеть на выставке. 

Все фотографии сделаны на плёнку в технике мультиэкспозиции — это когда два изображения накладываются друг на друга. По словам художницы, она выбрала этот способ не только потому, что он позволяет отразить особенности человеческой памяти, но и из-за личной истории. 

До увлечения фотографией Катя занималась сноубордингом: она мастер спорта России международного класса и чемпионка в слоуп-стайле и биг-эйре. В 2022-м девушка приняла участие в XXIV Олимпийских играх в Пекине и получила травму — ударилась скулой. Медики, оказывавшие ей первую помощь, спросили, не двоится ли у неё в глазах. Всё обошлось, но идея, что это могло произойти, произвела на Катю впечатление, и «всплыла», когда она работала над снимками для инсталляции.

Искусство просто на выходе, но по пути приходится преодолевать большие сложности», — прокомментировала художница свой творческий путь.

2. «Пять лет. Граница жизни»

У калининградки Маргариты Росчерк тоже есть личная история, связанная с её работой. Художница столкнулась с серьёзным заболеванием, и врачи провели ей биопсию — изъяли несколько «подозрительных» клеток, чтобы исследовать их и поставить диагноз. 

Вид биоматериала в стекле и стал источником вдохновения. Позже Маргарита при помощи акрила и герметика создала витраж, посвящённый этому опыту. «Биопсия сама по себе красивая», — объяснила девушка. 

Столкновение с медицинской процедурой стало для Росчерк серьёзным нарушением личных границ. Это своеобразная черта, которая «разделяет то, что можно принять, и то, что выходит за рамки дозволенного».

3. «Нулевая интенсивность»

По словам Инны Шевченко, её работа должна вызывать у зрителей отторжение и непонимание. Это два аморфных объекта, которые напоминают части человеческого тела, но с неправильной анатомией. 

Художница вдохновлялась идеями транс- и постгуманистов, в частности, Жиля Делёза и Феликса Гваттари. Название инсталляции также пришло из философии — «нулевая интенсивность» связана с концепцией «тела без органов». 

В постмодернистской философии организм как чёткая система противопоставлен бесконечно изменяющемуся телу (не обязательно человеческому). Оно формируется ситуативно, никогда не застывая в конечном состоянии. Органы распределяются по пустой оболочке в случайном порядке, и на них не влияет внешняя сила. Это состояние и называется «нулевой интенсивностью». 

По мнению Инны, прогресс цивилизации может привести к тому, что человеческие тела изменятся, например, с помощью технологий. Это позволит уйти от несовершенств, справиться с болезнями и решить другие проблемы. Однако непонятно, останемся ли мы при этом людьми. Художница подчеркнула, что бороться с прогрессом бесполезно, а инсталляция — это её попытка осознать и принять пугающую перспективу. 

Одна из фигур сделана из пластика, вторая — из силикона. Свой выбор Шевченко намеренно остановила на «материалах XXI века». По словам художницы, для современных людей пластик играет важную роль с первых дней жизни — из него делают детскую мебель, игрушки и прочее. Поэтому, размышляя о будущем, она обратилась именно к нему.

4. «Я покинул страну лошадей и пребываю на летучем острове…»

Инсталляция Екатерины Осколковой из Калининграда состоит из сцены и декораций кукольного театра, афиш к спектаклю и его видеофрагмента. Художница обратилась к идее микротеатра, чтобы дать продолжение истории о Гулливере. Название проекта отсылает к цитате Джонатана Свифта времён работы над знаменитым романом.

У посетителей музея появится возможность увидеть кукольное представление художницы, рассчитанное на небольшую аудиторию. Инсталляция будет «оживать» раз в неделю.

5. «Скорая помощь»

Работа калининградского коллектива «М+О+М+А». Чётких границ у инсталляции нет: её центр — большой красный крест на стене, а фоном, по замыслу художников, стало всё белое пространство вокруг. Оно заполнено звуком из колонок, который также является важной частью замысла. 

Авторы раскрывают задумку так: «вечно прибывающая» скорая, которая проявляется во всём, но не воплощается и никуда не едет, не может никому помочь. Однако, не будучи материальной, она как будто стремится ко всем. 

Это самая загадочная работа на выставке — её авторов не было на открытии, и посетители не смогли узнать, как зародилась идея. Инсталляция относится к тому типу экспонатов, которые нужно воспринимать в тишине, чтобы ничто не перебивало записанные авторами звуки и не заслоняло центр композиции — крест.  

Калининградский художник создал открытки с легендами и видами Черняховска.

1 452