Елена Кипер — композитор, сценарист, режиссёр, журналист, преподаватель факультета коммуникаций Высшей школы экономики и кафедры продюсерства исполнительских искусств Российской академии музыки имени Гнесиных, обладатель пяти мировых премий BMI Awards, сопродюсер альбома «Двести по встречной» группы «Тату», автор хитов «Нас не догонят» и «Я сошла с ума». «Клопс» поговорил с Еленой о том, почему без экстраординарных качеств невозможно стать звездой и как оградить себя от разрушительного контента.
— Когда мы договаривались с вами об интервью, вы написали, что сейчас находитесь на Каннском фестивале? Вы представляли новый проект или были в качестве гостя?
— На Каннский фестиваль я езжу периодически. Для меня он очень полезен, потому что там появляется возможность встретиться с интересными для потенциального сотрудничества людьми. В этот раз на сам фестиваль я не пошла, но смогла провести несколько бизнес-встреч. Вообще, любой фестиваль подразумевает, что ты можешь назначить встречу, познакомиться, показать свои проекты и договорится о совместной работе.
— Как происходит подобное знакомство?
— Как правило, существует внутренняя карта фестиваля и там можно найти контакты всех участников. Кто-то может отказать тебе, но в основном люди идут навстречу. На Западе работает социальная сеть, где размещены контакты людей из творческой сферы. Практически все, кто занимается кино, представлены там. Можно списаться, познакомиться, показать свои проекты. Все понимают: раз ты тут участвуешь — ты создатель и можешь предложить что-то ценное.
— Как сделать так, чтобы тебя заметили?
— В 2014 году я привозила на фестиваль короткометражку. Мы тогда собрали всех в русском павильоне. Помню свои чувства в тот момент: когда ты участвуешь и у тебя есть собственный показ, ты вообще не замечаешь, что происходит вокруг. Потому что твоей единственной задачей становится всё правильно организовать.
Показы проходят ежечасно, и чтобы собрать прессу, привлечь внимание, нужно сделать такой акцент на своей работе, создать такой разрыв шаблона, чтобы никто не ушёл. Сделать это достаточно сложно, потому что привлекают внимание голливудские и европейские суперзвёзды. Нужно приложить очень много усилий, чтобы выиграть это внимание.
— Какие самые необычные знакомства у вас появились?
— Как правило, такие знакомства всегда по делу. Это не звёзды, скорее владельцы компаний. Познакомиться с кем-то из актёров — скорее всего это не приведёт к тому, что ты с ними подружишься. Это такая быстрая и активная история, на близкий контакт нет времени. Все контакты с актёрами проходят через агентов, так что вторые представляют даже больший интерес.
Я приезжала на Каннский фестиваль с моим преподавателем из Нью-Йоркской киноакадемии — Полом Брауном. У него, безусловно, большое количество знакомых.
Мои знакомства в основном случались не на фестивалях. Я общалась с менеджером Дэвида Линча — мы хотели делать с ним проект, но в итоге отказались от него. Очень интересно было пообщаться со сценаристом Крисом Фоглером. Мои интересы сводятся к тому, чтобы познакомится с творцами, а не звёздами. Может, это какой-то профессиональный дефект, но мы не фанаты актёров, потому что мы создаём продукты и думаем о том, как интегрировать ту или иную яркую личность.
— За вашими плечами множество проектов, был ли в вашей карьере момент, который можно назвать переломным?
— Когда я ехала с фестиваля, было время посмотреть свои работы, я листала социальные сети и наткнулась на маленький ролик с Шерон Стоун и её выступлением на премии «Женщина года» журнала GQ. Там она рассказывала про знаменитую сцену из «Основного инстинкта» — о том, что её обманул режиссёр и сказал быть в сцене без нижнего белья, и что никто этого не увидит. Она считала себя лузером, считала, что поступила неправильно, что у неё будут серьёзные проблемы. А эта сцена взорвала мир и сделала её одной из самых востребованных актрис.
В этот момент я тоже задумалась о переломном моменте в моей жизни. Вчера два музыканта прислали мне демо на песню «Нас не догонят», одним из них был диджей Робин Шульц. Мне кажется, это происходит постоянно и бесконечно. Всё, что я когда-либо делала, обозначило мои возможности. Независимо от политической ситуации, когда я пишу, кто я такая, я могу открыть любую дверь. На Западе очень уважают фартовых и успешных людей. Это сложно объяснить. У нас в менталитете такого нет. Когда ты что-то сделал, тебе говорят: «Ой, да это случайность. Просто повезло». Для меня этот момент знаковый. Я чувствую уважение.
— Какую миссию вы видите перед собой в карьере?
— Уже четвёртый год я занимаюсь чемпионатом ArtMasters, который выявляет по всей стране творческую молодёжь в 20 творческих компетенциях: художники по свету, гриму, сценографы. Мой профиль там — клипмейкинг. Это очень большой и позитивный проект, который помогает молодым людям проявить себя, подсветиться и в дальнейшем начать творческую карьеру.
Я также преподаю клипмейкинг, у меня много студентов. Мы создаём продукты, и я учу молодых людей, как меня учил Пол Браун, вкладывать в это максимально чистые и осознанные, исцеляющие сюжеты. Это очень важно, потому что мы работаем с огромной аудиторией. Через аудиовизуальные продукты мы до неё очень легко можем достучаться, потому что она этот продукт потребляет постоянно. Это моя миссия, и я так её вижу.
Для меня главное — объяснить творцу его ответственность, что помимо создания классного продукта, он подгружает определённые мысли аудитории. И если в конце у него нет исцеляющего момента, вывода, морального урока, — то эта работа разрушает, она деструктивна, она не делает ничего хорошего.
Создание творческого продукта не является самоцелью. Ты просто его создаёшь, а он резонирует огромному количеству людей и становится нужным. Творческий человек занимается тем, что высказывается художественным языком. Он высказывается, люди его высказывания смотрят, присоединяются к нему или отсоединяются. Я всё время высказываюсь — на очень большую аудиторию или на узкую аудиторию.
— Как бороться с деструктивным контентом, которой могут транслировать инфлюенсеры?
— Есть огромное количество исследований учёных о том, что мы в принципе пассивны и активное вовлечение и выбор мы не любим. Поэтому, когда хорошо себя продвигает тот или иной транслятор, первым делом пассивный человек берёт то, что приходит к нему само.
В этот момент мозг позволяет себе полное расслабление, и мы хотим употребить продукты, в которых есть что-то, что нас цепляет, раздражает, ловит на какие-то нерешённые нами вопросы. Так устроена наша психика — мы находимся без варианта выбора, рефлекторно присоединяемся к продукту, который транслируют блогеры, журналисты, инфлюенсеры, потому что хотим получить определённые эмоции.
Если бы мы контролировали своё эмоциональное поле, говорили бы себе: «Я сегодня хочу получить только тот продукт, который меня вдохновит и будет настраивать только на победный ресурс». Вместо этого я подключаюсь на какое-то «низкочастотное» видео, я отказываюсь от своей цели, теряю своё видение этой цели, потому что мой рефлекс — получить сильную эмоцию.
Лучшее, что может быть, это когда наш мозг включён и мы выбираем то, что лучше для нас, а не то, что нам предлагают.
— Как не попасться на этот крючок?
— Есть такая тайная доктрина — я общаюсь с одним писателем, автором книги «Трансёрфинг реальности». Так вот, он говорит о том, что мы все — приёмники. Наша задача — настроить фильтр, который отсеивает ненужную информацию. Собственные настройки выставляются формулой «Я понимаю, что мне не нужно и что мешает мне настраиваться на свою волну, не кто-то меня не настраивает и не решает, как мне творить свою реальность, а я сам создаю её и выбираю подходящие кирпичики».
Наш мозг, наша нервная система, имеют автоматизмы. Я видела сплошь и рядом, как кто-то насмотрелся программ, где все кричат и эмоционируют, и тут же у него появляются такие же рефлекторные действия. Он помещает эту копию в свою жизнь. Человек — самопрограммируемое существо. Не зная этого, мы можем постоянно оставаться в этом состоянии.
Творческий продукт — самый хитрый из всех. Вы посмотрели кино, мозг тут же впитал, и принял это как свою собственную одежду, и дальше пошёл с этим. У меня был такой эксперимент, когда я ходила в караоке, слушала, что поют люди, а там песни про разрушенное сердце, несчастную любовь — и это замкнутый круг: человек выбирает такую песню и сам себя программирует на это.
У меня был очень тяжёлый период в бизнесе, были сложности, и нужно было выбираться. Я включала себе советское кино, которое видела в детстве, чтобы переместиться в беззаботные времена, где можно было посмеяться. Это тоже работает. Есть совершенно разные формы исцеления через креативные продукты: фильмотерапия, арт-терапия.
— Мой преподаватель по театральному мастерству говорил: «Талант есть в любом человеке, его просто нужно найти». Вы согласны с этим утверждением?
— Думаю, что каждый человек, безусловно, талантлив, просто нужно искать зону его таланта. И начинать искать часто советуют с детства. Я много работаю с детьми, вижу разных родителей, которые приводят детей развиваться в шоу-бизнес, музыку — очень многие достигают успехов, притом что ребёнок может и не хотеть этого. Потому что у ребёнка есть такой ресурс, он может этого и не понимать, а взрослый способен это увидеть.
У меня учится много студентов, и многие из них явно пришли не туда. Я могу определить по человеку, в чём его талант, по его речи, рассуждениям, ответам на вопросы. Ты понимаешь, что у него есть ресурсы, но просто пошёл в другом направлении. Кто-то «отбил руки», или у него есть превратное впечатление, или в детстве ему кто-то сказал что-то плохое. Я получаю очень большое сопротивление иногда, когда говорю человеку, что ему нужно идти и развиваться этой среде.
— Можете ли вы из любого человека сделать звезду, или для этого талант необязателен?
— Если говорить о музыке, совсем недавно я получила вопрос от одной девушки-инфлюенсера, которая хочет петь. Она берёт вокальные занятия в большом количестве, пытается себя «распеть» уже 4 месяца, и действительно, у неё получается. Она хочет как блогер выпускать аудиовизуальные продукты, расширять свой личный бренд, и в общем-то в этом нет ничего плохого. Развивать себя хорошо, но когда она спросила меня, пойти ли ей на какой-то песенный конкурс, поскольку я была членом жюри большого количества конкурсов, то, понимаю, что такие честолюбивые мечты и такая дерзость приведут только к полному разочарованию и отказу.
Звездой стать можно, вопрос, как эта звезда считывается. Это селебрити, которая умеет петь, или это певец, артист, которого действительно любит публика? Это две разные вещи.
Звезда — совершенно необязательно профессионал. Это человек, которого люди могут идентифицировать, человек, который может капитализировать свою популярность. Он проводит мастер-классы, онлайн-марафоны. Часто инфлюенсеры начинают петь, а до концертов почти не доходит, потому что заниматься концертной деятельностью — это божий дар. Вынести такое количество гастролей, такую энергию, которую требует сцена, очень сложно.
Если ты как профессионал встаёшь на путь артиста, это подразумевает огромное количество вложенной энергии, где аудитория требует от тебя бесконечно продукта, который она потребляет и который её эмоционально трогает. Без профессионального таланта и экстраординарного качества стать звездой невозможно.
— Какие качества, по вашим наблюдениям, помогают людям стать успешными?
— Это человек с нелинейным мышлением. Он видит жизнь нешаблонно, выбирает и фокусируется не на том, на чём фокусируется подавляющее большинство. У него своё видение, свой план, он убедителен в своих взглядах, и более того — его видение более интересно, чем всё остальное. Когда у него есть способности к самодисциплине. Когда он стрессоустойчив и способен дойти до конца.
Есть фантазия, но не многие с этой фантазией могут справиться и материализовать её. Может возникнуть огромное количество препятствий. По своему опыту могу сказать, что есть маленькие тренировочки. Когда, допустим, студенты снимают дипломную работу, это детский лепет по сравнению с тем, с чем придётся встретиться на больших проектах. Все же приходят с большими целями, мечтают быть продюсерами, режиссёрами, а если они не потрудились на тренировке, ничего не выйдет.
Не пройдя самого простого испытания, человек не сможет претендовать на другие масштабы, о которых он мечтает.
Сейчас у нас была работа со студентами, мы тренировались снимать предметное видео. Мы учили ребят проходить эту тренировку — из глины и палок создавать нечто. Когда ты в моменте смотришь, кажется, что это глупая и идиотская работа, но когда ты приходишь к финалу, видишь, как отработал каждый человек, как менялось его мышление, как ему нужно было учесть все вводные, гибко поступить, решать командные и творческие вопросы, трансформировать свою идею в зависимости от ресурсов. Тогда ты понимаешь, этот человек сможет добиться успеха или нет.
Или у него есть сопротивление ко всему новому, и тогда он просто станет винтиком в чьей-то чужой системе, он будет просто работником, на определённой дистанции, или он будет создавать масштабные проекты.
— Сейчас очень много стали говорить о развитии креативных индустрий. Как бы вы описали простым языком, что это такое и чем занимаются представители этой сферы?
— Я первый раз услышала термин «креатив» в 90-м году. Я услышала это слово и до сих пор слышу в разрезе бизнес-процессов.
Задача креативщиков — создать продукт культуры, понятный большой аудитории. Креатив здесь как двигатель того, что может быть сделано творчески — необычно, уникально, нешаблонно для большой аудитории, которая затем благодаря этому шагнёт в новое будущее. Получит новую информацию через творчество.
— А Илон Маск относится к креативным индустриям?
— Однозначно. Илон Маск двигает что-то новое, но это всегда в такой обёртке, так преподносится и упаковывается, что ты понимаешь, что хочешь об этом узнать. Тебя цепляют его придумки, это выглядит не только технологически, но и очень творчески.
Криэйторы — это люди, которые создают что-то новое, чего ещё никто не видел и не знал. К креативу нельзя относиться только как к работе в театре, кино или музыке, это очень объёмное понятие. Учёные-физики — безусловные криэйторы.
Мы в нашем веке настолько искушённые, мы вместили такое количество паттернов из истории, из кино, мы пощупали уже почти всё, и теперь уже переходим в метамиры, применяем космические технологии. Это всё происходит потому, что мы замешиваем в креативных индустриях микс из науки, технологий и воображения.
— Насколько трагична для культуры и креативных индустрий, на ваш взгляд, ситуация, когда мы оказались отрезаны от остального мира? Или это хороший потенциал для роста?
— Это мог бы быть хороший потенциал для роста, но есть несколько моментов, которые меня лично пугают. Рост возможен только тогда, когда аудитория требует качественный контент. Единицы творцов способны повести за собой аудиторию. Аудитория может требовать очень немногого, если она не будет видеть конкуренции с продуктами высокого класса.
Точка роста может быть только тогда, когда мы видим образцы того, что нам преподносит мировой рынок. Сейчас, в условиях санкций, остаются страны, которые могут экспортировать кино — Иран, Индия, Корея. Иранские мультики в последние десять лет побеждают на кинофестивалях, есть просто фантастическое иранское кино. У нас в стране раньше не было уважения к творческим продуктам этих стран, сейчас очень важно, что до нас будет доходить. И что дистрибьюторы креативного контента будут привозить в страну. Если контент будет достойным и конкурентоспособным, безусловно, точка роста здесь будет. А если мы уроним планку, постепенно эта история пойдёт вниз.
Электорат бывает очень специфический. О каких креативных индустриях может идти речь, когда люди хотят смотреть сериалы на канале «Домашний»? У меня есть памятка этого канала о том, какие нужны герои в сериалах — это женщины, которые страдают, которых бросил муж или у которых случилась измена. Если эти шаблоны заполонят киноиндустрию, ничего хорошего не будет.
Вся надежда на то, что если государство будет оказывать поддержку, будет хорошая селекция между теми, кто создаёт качественные продукты с красивой картинкой, и теми, кто наполняет их смыслом. Тогда у российского кино и музыки начнётся формирование своего лица.
— Что нужно для успешного, быстрого продвижения блога? Есть ли универсальные шаги?
— Если посчитать бюджет, потраченный на производство продукта, то 50% от него нужно однозначно вложить в разные инструменты продвижения. Не все понимают, что маркетинг вообще необходим. Существует пул рабочих инструментов, среди которых:
- Официальная реклама.
- Поддержка вовлечённой элитной публики. Условно говоря, популярный футболист читает рэп в твоём театральном шоу. Футболист, который никогда этого не делал. То есть то, что разрывает шаблон, создаёт вирусный контент.
- Инфопартнёрство. Елена Блиновская сотрудничала с целой сеткой нишевых блогеров-немилионников, у которых небольшая аудитория. Допустим, мама троих детей, которая ведёт свой микроблог, но у которой хорошая и честная аудитория. И эта мама — не суперинфоблогер, а реальный человек. И часто такие люди самые лучшие трансляторы, это очень точное попадание, практически как таргетинг. Потому что если у тебя творческий продукт настроен на конкретную аудиторию, и это объявляет реальный человек, формируется доверие людей. Это сейчас очень большая проблема для творцов, потому часто они делают хороший продукт, но продают его не туда, где его ищет аудитория.
- Трендсеттерство — креативные решения и агрессивный маркетинг.
- Флешмоб. Некоторое высказывание, содержащее в себе какую-то «боль», потребность.
— От вас исходит такая светлая и позитивная энергия, поделитесь секретом, как вы сохраняете в себе этот огонёк?
— Меня вдохновляет общение с людьми. Это каждый раз очень тонкий момент, когда мы в беседе можем что-то открывать для себя и вдохновляться. Самое главное — это взаимоотношения между людьми. Только в этой связке происходит та искра, от которой хочется создавать.
— 4 июня вы выступите на фестивале «Креспектива Фест». Чего ждать гостям?
— Я бы хотела порассуждать с аудиторией, поразвивать креативное мышление. Мы попробуем поискать нового героя, новое видение, посмотреть на новую реальность. Сконструировать вместе эту реальность, в которой мы хотели бы жить, а потом определиться, как её материализовать.
Программа фестиваля «Креспектива Фест», который пройдёт 3 и 4 июня, представлена на «Клопс Афише». Вход на фестиваль свободный, по регистрации.