Тренер по креативному мышлению, автор бестселлера «Мышление как инструмент», в прошлом — инструктор по боевой подготовке, дизайнер и преподаватель Британской высшей школы дизайна Дмитрий Карпов рассказал «Клопс», как не впасть в творческий кризис, каких специалистов заменят нейросети и почему учиться на ошибках — не самая хорошая идея.
— Как вы понимаете слово «креативность»?
— Процесс творческого мышления, в результате которого возникает новая ценность. В этом и различие с творческим мышлением, креативность — это способ извлекать из хорошей идеи выгоду не только для своей самореализации, но и для других. Это способ из сложившихся условий, обстоятельств, из проблемы создать новое понимание, смысл. Творческое мышление даёт интересное автору и аудитории решение, а креативное мышление к этому ещё придумывает способ получения материального блага, культурного капитала, социального фактора здоровья общества.
Творческое мышление придумывает новую городскую лавочку, у которой все фотографируются и постят фото в соцсети, а креативное мышление создаёт городскую скамейку, на которой люди собираются вместе, знакомятся, начинают свои отношения.
Формируется городская культура, образуются новые семьи, молодым — весело, пожилым — удобно, влюблённым — романтично.
— Способность видеть мир с нестандартной стороны — это врождённый дар или скилл, который можно прокачать?
— Я обучал тысячи людей, десятки команд, создавал сотни проектов и не встречал ещё людей без воображения, без любопытного азарта к новой идее. Просто некоторым надо помогать самостоятельно «протереть от пыли оптику» своего восприятия, поработать творчески с собственными способами мыслить. В мире вокруг множество прекрасного и очень мудро устроенного, обычно мы не замечаем этого, хочется видеть больше смысла в стандартном, в обыденном, чем стремиться иногда к бессмысленному нестандартному. Мыслитель Исаак Сирин говорил, что всё, что вокруг нас — это один большой урок, у всего вокруг нас можно научиться.
— Существуют ли абсолютно некреативные и нетворческие люди? Отказывались ли когда-нибудь работать из-за того, что человек, скажем, необучаемый?
— Существуют люди, подавленные обществом, культурой, системой образования, неуверенные в себе и своих способностях. Замечали, что в нашем обществе есть свой культурный код, в котором у слова «фантазировать» только негативная окраска? Будто фантазия — это нечто глупое, нереалистичное, а тем временем именно фантазия создаёт все прорывные технологии и революционные продукты. «Что ты фантазируешь тут?» — всегда звучит как упрёк, а должно звучать, как вопрос с любопытством и предвкушением успеха и радости за результат фантазии.
Хороший предприниматель из любой фантазии извлекает материальную прибыль, поскольку понимает, что топливом фантазии является потребность.
Удовлетворение потребности — принцип любого продукта. Креативность из фантазии проектирует продукт, достойный хорошей цены и смысла. Нужно учить себя свободе фантазировать, свободе принимать фантазию другого и прагматично её использовать в жизни.
— Как вы относитесь к тому, что сегодня вытворяют нейросети? Действительно ли человека в скором времени будет легко заменить, и стоит ли вообще тогда прокачивать творческие навыки?
- — Человека неразвитого, человека ленивого, человека неглубокого нейросети заменят, и никто даже не заметит, как и когда. Нейросети будут справляться с рутиной, создавая из массовых данных разнообразные комбинации уже существующего, качественного, предсказуемого. Вы заметили, как первый восторг качеством работы нейронок вдруг сменился нашим безразличием? Всем стало скучно.
Умение мысли оказываться в будущем — это наша машина времени. Эту машину нейронкам не догнать.
- Человеческое сознание хоть и строит свои мысли как последовательности образов, переведённых в слова, но способно моментально возбуждаться вдохновением необычности. Нейронки пока только показывают нам то, что научились создавать из анализа образов, текстов из нашего прошлого. Воображение человека умеет быть в актуальном времени и одновременно оказываться в будущем.
— Творческая профессия — это скорее про талант или про умение быть гибким и быстро учиться?
- — Творческая профессия — это не всегда про талант, а про умение выдавать отличные результаты, которые кажутся гениальными, а это всегда совокупность опыта, репетиций, мотивации не лениться и не отвлекаться.
- Талант делает владельца ленивым и подверженным когнитивным искажениям, когда кажется, что твои способности — это так легко и ты обесцениваешь их. Бездарные люди в этом смысле гораздо амбициозней, бездарные люди умеют учиться, умеют прокладывать себе дорогу трудом. Талантливому надо учиться «включать в себе бездарность» и просто работать, понимая, что талант это ещё и ответственность, когда тебе необходимо держать планку.
— В своём выступлении на Ted Talks вы рассказывали, что служили сапёром в пограничных войсках. Как вы оказались в творчестве и пригодился ли вам предыдущий опыт?
— Ирония жизни в том, что мой опыт сапёра востребован и сейчас, в сложившейся ситуации. Тысячи наших военных на передовой не позволяют мне отложить эту часть моей жизни, опыта и наработок в сторону. Теперь умение строить стратегии мышления я адаптирую на военные задачи, как раньше адаптировал военные практики оптимизации и работы с ограниченной информацией и ресурсами в дизайн и работу креативных команд.
Мой опыт адаптации к мирной жизни после боевого опыта ещё пригодится тысячам наших парней — тут много работы уже сейчас. Мне важен человек, его судьба, совесть, душа, и если я занимаюсь военными вопросами или творчеством, в центре всегда одна цель — помогать человеку.
— В одном из своих выступлений вы сказали, что путь совершения ошибок и набивания шишек кажется вам не самой удачной стратегией. Почему?
— Давайте просто вместе подумаем, что интересней для нас — учиться на ошибках, потерях, жертвах или на успехе, приобретениях, достижениях? Мне кажется, призыв учиться на ошибках придумали одни неудачники, чтобы мотивировать других.
-
Поражение учит только тому, что ты проиграл, не задумавшись о том, как тебе в сложившихся условиях надо действовать, чтобы победить. Ты ходишь и постоянно подкладываешь себе соломку там, где можешь упасть, а надо поджигать эту солому, чтобы пламя толкало вперёд, убеждало двигаться к цели и побеждать.
Когда человека обучают борьбе, ему объясняют, как правильно и безопасно падать — а после его обучают мыслить, как соперник, опережать его мысль, совершать броски, побеждать. В жизни так же.
Нужно учиться опережать противника мыслью и действием, а не просто мягче падать, постоянно ошибаясь.
— Как вернуть веру в себя после творческой неудачи?
- — Просто не надо эту веру в себя терять. Творческая неудача — это такая жизненная мелочь, по сравнению с другими возможными трагедиями и драмами жизни.
— Существуют ли способы не впасть в творческий кризис?
— Да, пока ты делаешь, создаёшь, производишь, ты просто не имеешь времени и сил на кризис. Всё. Надо себя занять так, чтобы не было сил и времени на рефлексию. Быть востребованным своим замыслом, своим проектом, своим личным, индивидуальным творчеством.
Человека в кризисе никто не любит, но все жалеют, нянчатся, утирают сопли, а деятельного все любят, хотят, обнимают и желают ему успехов — вот и выбирайте своё. Деятельность, через такую большую букву "Я" в слове.
— Вы профессионально занимаетесь спортом. Есть ли взаимосвязь между физической активностью и раскрытием творческого потенциала?
- — Да, есть масса разнообразных исследований на этот счёт. Физическая работа — это отличный способ снимать психологическое напряжение, стресс, увеличивать запасы производимой энергии. Спорт нормализует гормональную систему, да и внешне ты становишься более привлекательным, что тоже вдохновляет окружающих на сотрудничество творческое, личное.
— В творческих профессиях люди часто более самокритичны, потому что постоянно сталкиваются с оценкой их работы. Как объективно понять, насколько ты хорош в своём деле?
- — Игнорируйте любые оценки, и будет вам творческое счастье. Какая вам разница, что там думают другие про вашу работу? Вы профессионал, вы всё сделали, как вам позволяли ваши знания, опыт и ресурсы. Критика нужна, пока ты работаешь, создаёшь, производишь и анализируешь промежуточные показатели. Критиковать результаты нет смысла, критиковать надо процесс работы, и любой профессионал это знает. Что вам полезного даст или давала чужая критика?
- Критика — как нижнее бельё. Если у вас нет своего, вам чужое неприятно и не подходит, а если у вас своё крутое — зачем вам чужое?
— Поделитесь лайфхаком для развития креативности.
— Заведите маркер в ванной комнате, чтобы записывать и зарисовывать идеи во время душа. Стоишь под душем и спокойно придумываешь, а если не понравилось, смыл рисунок, запись и освободил место для новых идей. Под холодным душем, кстати, идеи приходят быстрее и бодрее.
Лучшее средство для пробуждения креативности — сделать любую монотонную работу актом активного размышления. Это и задумчивая прогулка пешком, и уборка на рабочем столе, и мытьё посуды — культура мыслить при жизненой рутине. Невозможно, гуляя просто по городу Канта, не найти пару интересных мыслей в своём воображении. Надо много гулять пешком и размышлять.
— В комментариях вас однажды сравнили с персонажем Демьяна-Ландульфа Дамилолы Карпова из романа Пелевина S.N.U.F.F., поскольку вы тоже, будучи заметным представителем креативного класса, дружили с «орками», разрабатывали контент-стратегии для каналов и политических партий, много размышляли про культурные коды разных миров. Как вы относитесь к такому сравнению?
— Думаю, оно небезосновательно, ведь я свободно владею «верхнерусским» и люблю британский акцент «церковноанглийского языка», на котором говорят в романе, хотя точных фактов нет.
Мы, вероятно, с Виктором Пелевиным жили рядом в Чертаново и ходили в один спортзал. Неоднократно слышал эту версию от знакомых, что персонажи похожи не только созвучием имён. Музыкант Noize MC* использовал этот псевдоним. Мы с Иваном хорошо знакомы и в своё время тоже с интересом обсуждали и творчество, и разные версии будущего, и мою симпатию к «оркам», и природу патриотизма, и современные методы пропаганды и влияния через творчество на общество. А сюжет романа сейчас особенно актуален — дроны, видео с войны, биороботы.
Особенность креативного мышления в том, что обучать себя видеть мир через фантазию. Воображение любопытно, полезно и интересно, но приводит нас к простой мысли: а что, если наш мир и есть проекция фантазии неизвестного автора, творца, инженера, художника или просто талантливая манипуляция наших страхов и желаний.
— 3 июня вы выступите с креативной тренировкой на фестивале «Креспектива Фест» в Калининграде. Чего ждать гостям?
— Будут лучшие мои практики из работы с людьми на курсах креативности, популярных персональных консультациях и из моей книги «Мышление как инструмент».
Десять разнообразных, оригинальных практик, которые все мы поделаем в режиме креативного спринта — одну за другой, чтобы помогать своему мышлению влюбиться в собственные идеи, в творческий процесс и сделать такой формат мышления частью жизни. Точно запомните на всю жизнь, и пара практик станут вашими проводниками к новым решениям. Буду ждать нашей встречи в Калининграде.
*физическое лицо, выполняющее функции иностранного агента.
Программа фестиваля «Креспектива Фест», который пройдёт 3 и 4 июня, представлена на «Клопс Афише». Вход на фестиваль свободный, по регистрации.
Почитать о развитии творческого потенциала и визуальной культуры можно в телеграм-канале Дмитрия Карпова.