Преподаватель БФУ имени Канта Лариса Рубцова рассказала журналисту "Клопс" Александру Адерихину, что надо спрашивать у домового, шептать на ухо памятнику Канта и почему дед и баба плакали, когда Ряба снесла им золотое яичко.
Сказки не для детской аудитории
Простой вопрос: почему дед и бабка плакали, когда курочка Ряба снесла им золотое яичко? Ведь оно не простое, а золотое. А они плачут и пытаются это богатство разбить. Где логика?!
В самой сказке, известной каждому, ответа на этот вопрос нет. Потому что сказка о курочке Рябе дошла до нас в сокращённом, адаптированном для детей виде. В оригинальном тексте есть, например, поп. Узнав о золотом яичке, он отрезает себе косу, рвёт церковные книги и поджигает церковь. Его супруга-попадья в этот момент месит тесто. Узнав о золотом яичке, она этим тестом начинает мыть полы. А их дочери, шедшие по воду, ломают коромысла и опрокидывают вёдра. А ещё есть разрушенный мост и синица, покончившая жизнь самоубийством. И если бы не бежавшая через порог мышка, то из-за золотого яичка случился бы самый настоящий конец света.
"Сказка о курочке Рябе, — рассказывает Лариса Рубцова, — это космогонический миф, объяснение устройства мира. Изначально это эсхатологическая история, текст о конце света. У сказки на первоначальном этапе совсем не детская аудитория".
Лариса Владимировна — мифолог. Её работа — изучение мифов, сказок, легенд, былин, быличек, поверий и ритуалов, живших и живущих на территории Калининградской области. Она рассказывает, что первые советские переселенцы привезли в бывшую Восточную Пруссию и свой фольклор. В результате в послевоенные годы на территории области образовался густой мифологический "бульон". В нём древнепрусские бардукасы (что-то вроде вредных гномов) жили рядом с персонажами готических легенд Тевтонского ордена, русскими лешими и русалками, привезёнными советскими переселенцами. Но сейчас мифологическая ситуация в области изменилась.
Русские лешие против немецких привидений
Лариса Рубцова рассказывает, что во время одной из фольклорных экспедиций пожилая жительница посёлка показала ей "страшное место" — холм, на который ходить нельзя, потому что там водится привидение. Привидение появлялось в образе немецкого солдата в плаще и сапогах.
"Как приехали в Калининградскую область, так мы с девками туда не ходили, — рассказала переселенка. — Было страшно".
"Страшное место" располагалось по пути из одной части посёлка в другую. Сменилось поколение, и оно перестало быть страшным. Привидение в образе немецкого солдата уже не являлось более молодым местным жителям.
В новую калининградскую мифологию вписываются старые места. Как, например, руины круглой кирхи в посёлке Междуречье. В них живут призраки. Об этом говорят практически все жители посёлка, опрошенные исследователями. Например, одна из них видела там своего умершего мужа, кто-то — покончившего жизнь самоубийством родственника.
"Мы опрашивали людей разных возрастов, вплоть до 14-летних, — рассказывает Лариса Рубцова. — Они говорили о призраках в круглой кирхе на полном серьёзе, явно это был процесс эмоционального переживания".
Представления о загробном мире, об умерших предках, о том, что их души могут перемещаться, тревожить, приходить, звать, общаться, — интернациональны. Для того чтобы рядом с людьми появились призраки, нужно совсем немного — сами люди. Ну а тени их предков придут сами. Поэтому в посёлке в Краснознаменском районе вначале видят призрак немецкого солдата, а на смену ему приходят собственные беспокойные покойные. Привидение должно было появиться, потому что так устроена наша психика.
Александра Пастухова из Полесского района рассказала исследователям такую историю:
"Однажды мы с сестрою спали. Вдруг слышу — дверь стала открываться. Я заглянула в щель и увидела на пороге большого красного петуха. Я испугалась и разбудила сестру, но та ничего не видела. И тут я случайно наотмашь махнула рукой, и мы услышали звон разбитого стекла. Зажгли лампу, все стёкла в доме целы. Это приходил дух, от которого надо оборониться словами: “Уходи, нечистый дух, от нашего дома, сарая, скотины. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Аминь!”"
Он им не нужен...
У поселившихся в нашей психике мифических героев нет каких-то особых отличий от общемировых тенденций. Более того, приехавшие переселенцы и их потомки на калининградской земле начали забывать и свой язык, и свой фольклор.
"В начале двухтысячных мы собрали в Полесском районе большое количество песен, обрядов. Даже мордовские сказки записали на мордовском языке, — рассказывает Лариса Рубцова. — Маршрут экспедиции был составлен так, что мы смогли посетить те же семьи, в которых мы работали 20 лет назад. Старожилы района, которым по 80–90 лет, рассказали нам то же, что тогда. В том числе и на мордовском. А вот их дети..."
Дети на русском вспоминали фрагменты того, что им рассказывали бабушки. Они утратили родной язык. Он им не нужен. Зачем в семье говорить на мордовском? Дети ходят в русские школы, на русском сдают ЕГЭ и в посёлке между собой общаются на русском.
Кстати, о калининградском диалекте. Его не существует. Смешение языков и говоров в послевоенные годы привело к тому, что сегодня мы говорим на правильном русском, лишённом каких-либо региональных особенностей. Так утверждают калининградские учёные-филологи.
В том, что привезённый отцами-переселенцами фольклор был забыт, виноваты, например, хорошо работавшие сельские клубы. В советские времена они делали ставку на популяризацию массовой, но не русской национальной культуры. Репертуар спускался сверху, и тут уже не до примет, заговоров, былин и быличек.
Вера Ивановна Быкова приехала в Гусев молодой, вышла здесь замуж, поселилась в посёлке Липово. Она прекрасно знала уникальные свадебные обряды Воронежской области, вела практически все свадьбы в Липово. У Веры Ивановны сохранился традиционный женский свадебный костюм, она знала много свадебных песен. Настоящих, которые пели её предки в деревнях под Воронежем. И массу других, на любую тему.
Но ни её дочь, ни её невестка, ни её внуки этих песен уже не знали. В преклонном возрасте Вера Ивановна стала забывать слова. Она записывала свои песни в тетрадь. Она сохранилась, но эти тексты читались как стихи, а как песни утеряны навсегда.
Клады
Поиск кладов — тема, часто встречающаяся в воспоминаниях переселенцев, приехавших в Калининградскую область в конце сороковых. Как сказал один из них: "Все бегали и искали". Клады искали немецкие, но в современных рассказах о них мифологи отмечают и элементы русской традиции: сон приснился, голос был, домовой приходил.
Кстати, о домовых, живущих на территории Восточной Пруссии. Учёные объясняют, что по русской традиции домовой никому ничего не рассказывает. При встрече его можно только спросить: "К худу или к добру?". Если домовой ответит "К худу" — это к смерти родственника или скотины. А если "К добру", то... утром пошли в краснознаменский лес и нашли клад.
Один из рассказов, записанных во время фольклорной экспедиции на восток области, звучит так:
"Пошли за грибами. Я заблудилась. Кричу "Ау!". В ответ ничего не слышу. И вдруг Валькин голос. Не поверишь — точно Валькин голос. Она так говорила, когда жива была. Я иду на этот голос, а там — куча листьев. Я её пнула ногой, а там деньги".
"Голос, подсказывающий, где клад, — рассказывает Лариса Рубцова, — типичная составляющая мифов многих стран мира".
Кстати, родственники женщины, которую вёл Валькин голос, подтверждают, что она принесла из леса бумажные деньги вместо грибов. Правда, деньги эти были "не наши".
В прусской мифологии тоже есть сюжеты, в которых уголь превращается в золото, деньги — в листья, а из навозной кучи, которую пнул герой, посыпались драгоценности.
Охота на бардукаса
"Мы искали тексты, в которых прусские фольклорные персонажи проникли бы в русский фольклор, привезённый советскими переселенцами. Но не нашли", — говорит Лариса Рубцова.
В девяностых годах в "Калининградской правде" появилась статья о неких бардукасах, мифических персонажах вроде гномов из литовской и прусской мифологии, которых якобы можно встретить в наших лесах.
Статьёй заинтересовалась студентка филологического факультета университета. Она провела своё расследование. Нет, она не ставила себе целью поймать бардукаса. Студентка опрашивала жителей лесистых районов области: Краснознаменска, Полесска, Славска. Расследование показало: в калининградских лесах прусские гномы больше не живут. Зато обитает вполне себе классический домовой.
В девяностые телевидение злоупотребляло демонстрацией американских мультфильмов. Одна из опрошенных жительниц рассказала, что её муж как-то заблудился в лесу и встретил там чудище. Чудище на него навалилось, оно было чёрное и с большими ушами. Женщина сказала, что оно было как... Микки Маус. И прибавила, что мужа "несколько дней водил леший". Тот самый русский леший, поселившийся благодаря советским переселенцам в прусских лесах.
Зачем женихи носят невест на руках?
XXI век, автомобиль Илона Маска летит к Марсу, а в Калининградской области красные от натуги и вспотевшие от волнения женихи на руках переносят своих невест через Медовый мост возле Кафедрального собора. Если спросить участников церемонии и зрителей, зачем жених это делает, то они охотно объяснят, что молодой муж демонстрирует супруге свою силу и как бы говорит, что всю жизнь будет носить её на руках.
На самом деле ритуал изначально имел другой смысл. По словам Ларисы Рубцовой, за ним стоит нечто большее и мистически значимое: взять с чужой стороны и перенести на свою. По русской традиции изначально невесту надо было перенести только через порог. Порог и река в древней мифологии — это границы между своим миром и миром чужим, между жизнью и смертью.
Софья Агранович, российский лингвист и филолог, в своём цикле "Лекций о русской сказке для психологов" рассказывает, что раньше под порогом закапывали останки умерших родственников. Их духи должны были защищать дом от чужих. Невеста — чужая по умолчанию, и духи предков могут не пустить её. Вот жених и переносит суженую через порог-границу...
Мы можем запульнуть к Марсу хоть весь калининградский таксопарк, выращивать в лабораториях органы на замену и разобраться в основах квантовой физики. Но всё равно будем присаживаться на дорожку, вертеть третью пуговицу, если дорогу перебежит чёрная кошка, и смотреться в зеркало, вернувшись за чем-то забытым. Потому что мифы и ритуалы поселяются в нашей психике ещё в детстве, потому что мифы — это не просто забавный текст, а древняя инструкция по выживанию. Она говорит нам, что можно делать и чего делать нельзя. И что нужно, если вы всё-таки совершили то, что нельзя.
Мы ещё долго будем придумывать мифические истории. Например, такие, которые рассказывают калининградские студенты.
Канту в ухо
Речь не идёт о фразе "Халява, приди" накануне экзаменов. У калининградских есть собственные традиции и ритуалы. Например, легенда о золотой зачётке. Она живёт в Калининградском государственном техническом университете. Если накануне сессии остаться ночью в корпусе КГТУ на площади Победы, то можно увидеть духа, который показывает тебе зачётку со всеми пятёрками. И тогда сессия у тебя будет лёгкая. История про золотую зачётку записана исследователями БФУ им. Канта в разных вариантах. Вот один из них:
"У нас, студентов, существует поверье, что в одной из стен нашего университета замурована золотая зачётка. Если кто её найдёт, то окажется, что там стоят одни пятёрки по всем предметам и остаётся только вписать своё имя".
А в девяностые прошлого века студенты БФУ перед сессией ходили к Канту. К его памятнику на Университетской. К философу надо было подходить обязательно со спины, три раза обойти вокруг него по часовой стрелке и потом крикнуть Иммануилу обязательно в левое ухо номер нужного билета. Не знаю, насколько это помогает, но одного такого студента, орущего в ухо Канту:
"Билет номер 17, газофазные реакции замещения атомов хлора", — я видел сам.
Как много общего у него и внучки советской переселенки из Славского района! Доя корову, она произносит старинный заговор, когда-то переданный ей бабушкой. Чтобы корова во время дойки не лягалась, ей надо сказать: "Стой горой, дой рекой".
"Откуда в крестьянской голове взялась эта гипербола, мощный художественный образ? — говорит Лариса Рубцова. — Это загадка".
Курочка Ряба — 2 (окончание)
Это глава специально для тех, кто дочитал этот текст до конца. Получив от курочки Рябы золотое яичко, дед и баба плакали, потому что золото в мифологии — металл мёртвых. У древних греков в их мире мёртвых всё было из золота. А в русской традиции над этим металлом мёртвых чах царь Кощей. То есть баба и дедка получили "чёрную метку". Поэтому они плакали и пытались яичко разбить. У них ничего не получалось, но тут появилась мышка, перебежавшая через порог. В славянской мифологии, поскольку мышка живёт и под землёй, и на земле, она посредник между нашим и иным миром и часто действует как посланник предков. Что и произошло в сказке о курочке Рябе. Мышка разбила ненавистное золотое яичко. И спасла мир от гибели. А большинство из нас о её подвиге даже не догадывается...
О том, с какими мифологическими существами сталкивались калининградские археологи, читайте здесь.