О событии
«В каждой музыке — Бах, в каждом из нас — Бог», — писал Иосиф Бродский. Более 1000 произведений оставил после себя самый известный композитор в истории музыки — для разных составов и почти во всех жанрах.
В Кафедральном соборе Бах звучит каждый день, а весной здесь проходит фестиваль, посвященный его наследию. Он стартует в день рождения гения — 21 марта — и заканчивается тоже в его день рождения — 31-го. Это не ошибка. Дело в том, что в разных церковных книгах указаны обе этих даты: по старому и новому стилю. В этом году в программу фестиваля войдут четыре концерта, и услышим мы сочинения для органа, гобоя, виолончели, виолы д`амур и флейты.
Гобой + орган
«Ich habe genug» (в переводе с немецкого — «С меня довольно!») — одна из самых знаменитых кантат Баха. Она станет кульминацией программы открытия, которую представят лауреаты международных конкурсов Филипп Нодель (гобой), Владимир Красов (бас) и титулярный органист Кафедрального собора, лауреат всероссийского и международных конкурсов Евгений Авраменко 21 марта. Музыканты обратятся к лейпцигскому периоду творчества композитора, когда он особенно много писал для гобоя — одного из своих любимых инструментов.
— В Лейпциге сошлись три друга, три гениальных человека: Иоганн Себастьян Бах, гобоист Каспар Гледич и мастер Иоганн Айхентопф, — говорит Филипп Нодель.- Поэтому так много было написано для гобоя в это время. В партитурах Баха указаны три вида гобоя: барочный, гобой д`амур и гобой да качча. На концерте я буду играть на их современных аналогах — гобое, гобое д`амур и английском рожке.
Виола д`амур + орган
Современник Баха, представитель итальянского барокко Антонио Вивальди, «присоединится» к нему на концерте лауреатов международных конкурсов Сергея Полтавского (виола д`амур) и Маргариты Еськиной (орган). Известно, что Вивальди не писал сольных концертов для органа. Но мы знаем, как они могли бы звучать, благодаря Баху — композитор сделал переложения девяти его скрипичных концертов. 24 марта в Кафедральном соборе услышим один из них — Концерт для двух скрипок и виолончели ре минор в транскрипции Баха для органа. Наряду с ним прозвучит оригинальное сочинение Вивальди для виолы д`амур — старинного инструмента, предшественника альта.
— Антонио Вивальди сам играл на виоле д»амур, — подчеркивает Сергей Полтавский. — У него около шести концертов и различные ансамбли с участием этого инструмента.
Орган и флейта
Лауреат международных конкурсов Ирина Стачинская, которую называют Золотой флейтой России, продолжит фестиваль в Кафедральном соборе в ансамбле с дипломантом международного конкурса Ксенией Авраменко (флейта) и Евгением Авраменко (орган) 29 марта. В числе прочего артисты исполнят Трио Сонату соль мажор для двух флейт и органа и переложение скрипичного концерта для того же состава.
— Для чего мы слушаем Баха? — рассуждает Стачинская. — Бах — прежде всего взгляд в себя. Вспомним прелюдию, которая звучит в «Солярисе». Эта музыка словно линия, которая никогда не заканчивается. Вместе с ней не уходит и вопрос: «Что дальше?». Единственный, что терзает любого человека.
Орган и виолончель
31 марта традиционно фестиваль закроет народный артист России, мультиинструменталист Александр Князев. Уже будучи всемирно известным виолончелистом, Князев обратился к органу — затем, чтобы была возможность исполнить больше музыки любимого композитора.
— Хочу сыграть всего органного Баха за свою жизнь. Виолончельного давно уже сыграл и записал, — говорит музыкант.
Князев является автором идеи фестиваля, что уже семь лет показывает разные грани творчества классика.