Дата и место
О событии
Грандиозная «Кармина Бурана» Клода Брюмашона в исполнении балета Большого театра Женевы. Музыка самого популярного произведения Карла Орфа десятки раз трактовалась на разных площадках мира, но в прочтении Брюмашона «светские песни для исполнения певцами и хорами, совместно с инструментами и магическими изображениями» (так Орф озаглавил партитуру) априори должны читаться особенно — так и есть.
Ведь Клод Брюмашон — хореограф-художник. Трудно поверить, но он никогда не учился классическому танцу, зато окончил Школу изобразительных искусств в Руане, а потому взгляд Брюмашона на мир и на сцену — это взгляд прежде всего живописца. Он не столько ставит балет, сколько пишет хореографические картины, и в этих картинах стремится к правде и красоте, оживляет их при помощи движущейся пластики совершенных линий тела.
Живопись и скульптура — две страсти Брюмашона — нашли отражение и в «Кармине». Профессора-искусствоведы могли бы использовать этот балет в качестве «головоломки» для студентов — предложить угадать, в какой сцене какая визуальная метафора «зашита». Нашим зрителям подскажем: первая сцена балета вдохновлена картиной «Плот Медузы» Теодора Жерико, а в других проглядывают Роден и Джакометти...
Брюмашон берет аллюзии не только из прошлого, но и из настоящего, и в постановку со средневековой основой буквально врывается современная действительность. «Батаклан, брюссельский аэропорт, тунисский пляж... Человеческая драма, поддержанная ярким политическим текстом, который, хоть и написан в Средние века, эхом звучит и в XXI веке, несмотря на нашу ленивую и фрагментарную память. С самого начала своего существования человечество сталкивается с теми же подводными рифами и силами. Его сотрясают те же катастрофы, включая и религиозные войны. Человечество развивается циклично, переходя от триумфа изобилия к потопу» — так рассуждает хореограф.
В контексте последних событий, переживаемых людьми, этот спектакль «звучит» поистине терапевтически. Тяжесть бытия, агрессия и отчаяние здесь поданы сквозь смягчающий художественный фильтр — смотреть можно в упор, больно не будет, а страх и подавленность нужно прожить и пережить, чтобы стать сильнее. Здесь нет литературного сюжета, где добро борется с силами зла в условном «коричневом трико»: сюжет балета — идеальный ритмический порядок в музыке, которому отвечает пластический хаос в хореографии. Но безграничная в своей мощи сила жизни все равно победит — как с благосклонного кивка Фортуны всегда побеждает энергия действия.